МАЛО КОМУ из русских композиторов удалось охарактеризовать апокалиптичные и в то же время гротесковые лики уходящего ХХ века так пронзительно точно и глубоко, как Дмитрию Шостаковичу. То, что когда-то именовалось сумбуром, формализмом и какофонией, теперь воспринимается не иначе как классическое наследие, хотя музыка Шостаковича при всей своей эмоциональности не стала с годами проще для восприятия. Эта музыка требует душевного труда и интеллектуального усилия. Недаром именно на Шостаковиче проверяются мировоззренческие свойства всех современных музыкантов.
Пятый международный конкурс струнных квартетов имени Шостаковича, переехавший в этом году из Петербурга в Москву, открылся в Концертном зале имени Чайковского исполнением "запрещенной" трагической Четвертой симфонии. За пульт симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Ю.Симонова встал долгожданный гость, признанный исследователь и интерпретатор музыки Шостаковича Геннадий Рождественский, впервые продирижировавший Четвертой в 1962-м в Эдинбурге и Лондоне.
Ни одна из симфоний Шостаковича не рождалась в таких муках и не имела столь драматичной истории. В работу над Четвертой вторгается разгромная кампания 1936 года - одна за другой в "Правде" выходят статьи "Сумбур вместо музыки" (об опере "Леди Макбет Мценского уезда") и "Балетная фальшь" (о балете "Светлый ручей"). Начинается проработочная эпопея. На обличительные собрания Шостакович не является. Потом он скажет: "Надо иметь мужество не только на убийство своих вещей, но и на их защиту. Так как второе сейчас невозможно и бесполезно, то я ничего не предпринимаю..." Хроникой внутреннего противостояния композитора внешнему миру в этот тяжелый для него период и станет Четвертая симфония. Первое исполнение было намечено на конец ноября 36-го года. Репетировал главный дирижер Ленинградской филармонии Фриц Штидри. Европейскую премьеру захотел провести Отто Клемперер. Одобрение выразил обычно беспощадный в оценках Мясковский. Но тучи сгущались. Дирекция, напуганная возможностью новых скандалов, попросила Шостаковича отменить премьеру, дабы не ставить филармонию под удар. Премьера состоялась в Москве через 25 лет - 30 декабря 1961 года Четвертую симфонию впервые исполнил оркестр Кирилла Кондрашина.
Сегодня Четвертая - достаточно редкий гость в московской афише, не каждому оркестру и не каждому дирижеру она по силам, так как требует поистине титанического размаха и универсального, мудрого мастерства (и, как еще кажется, нужно быть просто сильным человеком). Помнится, какое ошеломляющее впечатление оставила трактовка Бернарда Хайтинка, когда он дирижировал Четвертой два года назад в том же КЗЧ на гастролях Молодежного оркестра Европейского союза. В сопоставлении с теми воспоминаниями игра оркестра МГФ показалась как менее эмоциональной, так и менее изощренной. К счастью, энергетика и умение Рождественского делали этот недостаток не столь ощутимым. Растворившееся в тишине вибрато струнных на pianissimo в финале симфонии было потрясающим.
Четвертая симфония напутствовала в трудный конкурсный путь 13 струнных квартетов из России, Италии и Турции (возрастной ценз - 140 лет на четверых, старшему не должно быть больше 40). Своеобразие нынешней программы в том, что во II туре конкурсантам предлагается обязательная программа: Фортепианный квинтет (!) соль минор Шостаковича и Второй квартет Карена Хачатуряна, сочиненный по заказу конкурса. В III туре, на который будет допущено не более пяти квартетов, все участники пройдут испытание автобиографической музыкой Шостаковича - Восьмым до-минорным квартетом на тему DSCH. Призовой фонд - на достойном европейском уровне (это немаловажная заслуга ассоциации "Д.Шостакович" и ее вице-президента Ирины Антоновны Шостакович): первая премия - 20 тыс. долларов, вторая - 13, третья - 8, а также два диплома по 2 тыс. долларов и спецпризы от Министерства культуры, филармонии, квартета имени Бородина, ассоциации "Слава/Глория" и семьи Шостакович. Жюри возглавляет виолончелист бородинского квартета Валентин Берлинский. Среди судей литовский маэстро Саулюс Сондецкис, художественный руководитель квартета "Орландо" Стефан Метц (Нидерланды), примариус (в течение 40 лет) знаменитого "Амадеус-квартета" британец Норберт Брайнин, участник "Файн Артс-квартета" Ефим Бойко (США).
Искусство струнного квартета дуалистично по своей природе - это искусство штучное, индивидуальное и в то же время ярко коллективное. Хорошо, что есть конкурс, который хотя бы на короткое время выдвигает этот достаточно элитарный жанр на авансцену нашей музыкальной жизни.