0
1088
Газета Культура Интернет-версия

23.09.1999 00:00:00

Дух времени веет, где хочет

Анна Рындина

Об авторе: Рындина Анна Вадимовна - доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ.

Тэги: Христа Спасителя


Эта работа уже закончена.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

СКОРО храм Христа Спасителя откроет свои бронзовые двери для народа. Работы по росписи и декоративному убранству интерьера близятся к завершению. Воссозданный храм, замкнувший многие перспективы московских улиц, уже стал монументальной доминантой города.

Перед снятием внутренних лесов появилась возможность высказать некоторые соображения по поводу сюжетных росписей, живописных орнаментов, каменных облицовок и резьбы. Уже начал вырисовываться образ храма как "позлащенного ковчега", торжественного и нарядного.

Некоторая разностильность росписей, заложенная еще в воссоздаваемом оригинале, во многом снимается объединяющей ролью великолепных золотофонных орнаментов, которыми буквально затканы подпружные и хорные арки, коробовый свод на галерее, верхний и нижний пояс барабана, обрамления оконных проемов и прочее. По качеству исполнения орнаментальных мотивов выделяется хорный коробовый свод, расписанный под руководством Зураба Церетели. Здесь тонкие, изящные элементы декора на мерцающем золотом фоне напоминают средневековые перегородчатые эмали.

Кресты, сложные плетенки, стилизованные растительные элементы так называемого неовизантийского стиля имеют преобладающее значение в системе орнаментального убранства. Это вполне естественно, учитывая официальный для времени Константина Тона язык неовизантийского стиля. Однако в контексте идейной программы храма Христа Спасителя подобные ориентиры приобрели особую содержательную наполненность, намного перекрывающую положения официальной доктрины эпохи Николая I.

Программа эта, разработанная митрополитом Филаретом (Дроздовым), имела поистине вселенский смысл, который не только сохранил свою актуальность на рубеже XX-XXI столетий, но и обрел особую духовную остроту. Идея "ковчега в ковчеге", лежащая в основе замысла митрополита, долженствовала приобщить Россию второй половины XIX в. не только к национальному прошлому, не только к византийской традиции, из которой выросла русская средневековая культура, но и к святая святых всего православного мира - храму Воскресения Христова в Иерусалиме.

Россия десятилетий религиозного возрождения (как и теперь) как бы наследовала во всей полноте вселенскую христианскую идею с ее сакральными реалиями.

Именно поэтому в храме Христа Спасителя русский высокий иконостас уступил место сени-кувуклии, символизирующей сооружение над Гробом Господним. Это придало храму особенно глубокую духовную значимость в контексте истории православия и, с точки зрения создателей, потребовало адекватных средств художественной выразительности с использованием росписей, драгоценных материалов, обильного золочения и прочего.

В воссозданном соборе образ кувуклии блистательно воплощен в виде беломраморной сени, инкрустированной цветным мрамором и украшенной резными рельефами древнего восточнохристианского рисунка. В двух ярусах этого своеобразного иконостаса скоро появятся иконы, а на низкой мраморной преграде справа и слева от сени в резных мраморных киотах будут установлены живописные образы Спасителя и Богородицы.

Все работы в камне: облицовки стен нижней зоны храма, обрамления порталов, фон для надписей - исполнены с большим мастерством, структурно и тонально организуя "среду обитания" сюжетных росписей и орнаментов.

В воссоздании росписей, которое было начато в сентябре 1998 г., приняли участие шесть групп художников из Москвы, Петербурга и Ярославля под руководством президента Российской академии художеств Зураба Церетели.

Одной из самых сложных задач было оформление главного купола, доверенное бригаде московских художников во главе с Евгением Максимовым. Досконально изучив технику древней фрески и христианскую иконографию, Максимов стал крупнейшим мастером церковных росписей, известным от Оптиной пустыни до Кипра. Работа в храме Христа Спасителя ориентировала не на привычную для художника старинную традицию, а на стилистику академической живописи, в ключе которой был изначально расписан весь собор.

Господь в купольной композиции "Троица Новозаветная", исполненный телесной и духовной мощи - истинный Демиург, Творец Вселенной, благословляющий и защищающий свое творение. "Дуновение Космоса" подчеркнуто мистическим движением небесных сил, херувимов и серафимов, обрамляющих композицию. Для достижения максимальной духовной и эмоциональной выразительности мастер несколько усилил звучание цвета и отказался от голубого неба со звездами, которые изначально присутствовали в росписи профессора Маркова.

Цветовая гамма, построенная на сочетании белого и золотистого с терракотовыми и красными вкраплениями, сконцентрировала энергию и внутреннюю напряженность образов, вызывая в памяти, как ни парадоксально, "Вседержителя" Феофана Грека в куполе церкви Спаса Преображения в Новгороде.

Интересный конечный результат обещают и работы Василия Нестеренко на северо-западном пилоне храма, в частности композиция "Воскресение", написанная крупно, сильно - и словно испускающая золотое сияние.

Наиболее пестрыми по стилистике представляются росписи галерей с приделами Николы Чудотворца и Александра Невского, сценами Вселенских Соборов и сюжетами из русской истории. Никольский цикл, выполненный Сергеем Репиным (Санкт-Петербург), в контексте росписей в целом выглядит глуховатым по цвету и излишне станковым. Более удачны картины жития св. Александра, принадлежащие кисти Александра Быстрова (Санкт-Петербург). Особенно эффектна по колориту и фактуре сцена принятия Александром Невским папских послов, вызывающая в памяти многофигурные композиции Тинторетто в Палаццо Дожей. Однако его же "Сретение иконы Богоматерь Владимирская" грешит странным ракурсом несомой в процессии чудотворной иконы, искажающим обложенный золотом святой образ.

Большие многофигурные панно-картины в галерее удачно сочетаются с изображениями русских святых: подвижников, преподобных, святителей, исполненных Валентином Челомбиевым (Москва). Написанные в манере, близкой к палехской иконе начала XX в., они в своей приглушенной и благородной цветовой гамме (оливковые, темно-лиловые, коричневые и серые одежды), в строго фронтальных позах зрительно "держат" стены и, как створы киотов, обрамляют исторические и житийные композиции, придавая пространству галерей тектоничность и строгость, а многофигурным сценам - упорядоченность.

Особо хочется отметить работы ярославского живописца и скульптора Николая Мухина. Ему принадлежит заалтарная композиция "Днесь дева Пресущественного рождает", а на галерее - 28 образов святых, чудотворных и явленных икон Божией Матери. Следуя старинным иконографическим изводам, художник строит рисунок ликов в строгом соответствии с греческим каноном. Однако в образах Богородицы нет сумрачной суровости. Личное письмо здесь нежное, светлое, напоминающее переливчатую перламутровую раковину. Цвет одежд Ее постепенно, от иконы к иконе сгущается от розово-сиреневых, светло-коралловых тонов до густо-багряных, в полную силу звучащих в большом образе тронной Богоматери, торжественной и милостивой Царицы Небесной, защитницы Русской земли.

Иконы эти не продукт стилизации или откровенного копирования образца - это новый мир церковного искусства, плод живого и искреннего религиозного творчества конца XX столетия. Дух времени прочитывается всегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1441
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
907
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
649
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
897

Другие новости