0
1371
Газета Культура Интернет-версия

21.09.1999 00:00:00

Настоящий герой

Тэги: Анненков


Николай Александрович Анненков.
Фото ИТАР-ТАСС

НАРОДНОМУ артисту СССР Николаю Александровичу Анненкову исполнилось сто лет. Сегодня он выйдет на сцену Малого театра в отрывке из спектакля "Царь Борис". И будет играть. А потом, я знаю, собирается произнести специально приготовленную речь. Потом будут поздравления.

Что он скажет? Можно только догадываться. На одном недавнем юбилее он, степенный, старый (чтобы не сказать - древний), вдруг сорвался со своего места, подбежал к рампе и высоким голосом вскрикнул: "Талант сегодня никому не нужен!" - и в этом вопле старого человека прозвучала та мера отчаяния, на которую он, конечно, имеет право чуть больше, чем каждый из нас. Он что-то чувствует такое, чего мы чувствовать не можем, поскольку наш счет иной. Говоря об одном, мы говорим о разном. Если мы сегодня говорим о том, что пала сцена, то каково же ему смотреть на нынешнее умаление искусства и его опошление.

Каждое слово об Анненкове будет словом о традиции. Это естественно, поскольку Анненков - носитель традиции. Глядя на него, слушая его и по сей день восхищающий красотой звучания голос, можно отмечать все страшные потери нашего театра. Вот так: его сегодняшнее присутствие, его жизнь есть живой укор нашей театральной школе. В принципе - нашему театру. Малому - лишь отчасти. Изменились ориентиры. Глядя на Анненкова, можно подумать, что раньше и люди были красивее. Во всяком случае в актеры брали красивых людей. Слушая его, можно подумать, что раньше русский язык был красивее. Хотя если вспомнить, то и в "Холопах", и в "Царе Иудейском" Анненков все равно говорил по-другому. В "Холопах" - наравне с Гоголевой - пропевая всю роль.

В "Царе Иудейском", ложноклассической драме К.Р., Анненков играл Вестника. Своей "певучей" манерой всякий раз он "сажал" ритм, затягивал спектакль на добрых полчаса, но в каждом его величественном слове был древний и великий театр.

После ухода из Малого театра Бориса Львова-Анохина и Бориса Морозова Анненков уже не получал ролей "по росту". Потеряв этих режиссеров, Малый театр потерял не только их. Но сейчас разговор не об этом, хотя и к этому, и ко многому еще другому Анненков открывает разговор.

Ученик Остужева. В Малом и сегодня можно услышать, что сцена театра помнит Ермолову. В "Без вины виноватых" Островского Ермолова играла Кручинину, а Анненков - Незнамова. В остужевской традиции он играл талантливого сына очень талантливой матери, единокровное и одноприродное ей существо.

От Ермоловой он воспринял романтическую традицию (в противовес "бытовой" - Федотовой). То, что в своей книге Гоголева назвала "умением создавать сильные, красочные характеры... давая глубинную вспашку". Он и сегодня готов рвать душу в клочья, поскольку учителя учили его высокому напряжению чувств. В этой традиции "воспитан" и его голос, который он "распевает", кажется, до сих пор каждое утро, пользуясь упражнениями, знакомыми оперным певцам. Потому и голос его такой певучий. Он и не говорит - скорее поет. Так и хочется сказать: не голос, а орган. Что же - высокий штиль созвучен его актерской природе или школе (хотя за столько лет служения школа давно стала его природой).

Сегодня он, быть может, последний, в чьем исполнении легко любоваться красотой русской речи, музыкой русской речи, ее звучанием. Вероятно, это от Щепкина, Анненкову переданное по наследству. По Анненкову можно сверять грамматику, пунктуацию... Все, что есть и что можно проверить в языке на слух, по нему можно сверять, как раньше сверяли часы по Спасской башне.

С одной стороны, Герой Социалистического Труда и кавалер многих других орденов. С другой - в нем то, что принято соотносить с понятием театрального героя. В Анненкове - понятие героя Малого театра. В лучшие времена Малый театр всегда "базировался" на великолепной человеческой фактуре. Начать не с голоса, а с внешней его красоты, к старости ставшей еще и величавой. Но красивым он был всегда - свидетельство тому фотографии, сохранившие его ранние роли (понятно наше невозможное уже подобострастие к его Мафусаилову возрасту, но все-таки фотография появилась раньше, чем Анненков вышел на сцену). Сегодня он убеждает нас в неошибочности представлений о красоте далеких 900-х годов. Лепной широкий лоб, классический профиль, широкие плечи, прямая спина. Эталон мужественности без жестокости, то есть мужественности благородной, интеллигентной. Он силен, статен, но в этой силе отсутствует звериное, она - культурная, сила, которая снисходит к слабости. В одной из главных своих ролей, в Белугине, Анненков и показывал, что такое и каким должен быть классический герой Малого театра. Он играл не бытово, играл не просто купца, а купца с романтическим чувством, с возвышенной душой.

Умение "возвышать", пришедшее с романтической школой, помогало ему даже в плохих советских пьесах. Он не был скучным. Мешала убедительная его красота. Превозмогая сухие социальные схемы, он пробивался к человеческому, к вечно привлекательному, обнаруживая красоту в своих героях и доброе, благородное начало. Хотя играл он не только благородных героев.

В театре, к сожалению, одна театральная легенда, как правило, побивает другую. Легендой стало, как играл Черкуна Луспекаев. Но и Анненков играл Черкуна превосходно. В Черкуне Луспекаева поражала фантастическая народная сила, это глыба была, сам по себе он был прекрасен, в его бесчеловечность верилось плохо, он не был опасен. Анненков играл другое и, кажется, более близкое Горькому: цивилизацию, привитую на негодную почву, быдло, выбившееся в люди, опасного мещанина. Научное знание не соединилось в нем с человеческим. И в этом была его опасность. Он ведь был и привлекателен, "нечеловеческое" знание было завернуто в эффектную "обертку": прямая спина, свободный жест, прекрасно "пропетые" фразы. Привлекала эффектная поза, которая была и в звучании его голоса, и буквально - в позе: одна рука в кармане, всегда расстегнутый белый китель (в противовес наглухо застегнутому аристократу Цыганову, которого играл Зубов). В "Варварах" предвоенного 39-го Николай Александрович Анненков играл то, что так важно, так актуально в сегодняшней нашей жизни, в которой подобный человеческий тип стал расхожим, - людей, в которых высокое знание и мозг не соединены с культурой, а значит, лишены добра. Не важно, что сегодня они едут не из столицы в провинцию, а как раз из Нижнего Новгорода в Москву. Эти люди излучают опасность и несут беду. Он играл сухоту цивилизации без культуры. Упаковка была роскошной, а грубость неотвязно тянулась за ним из прошлого. В нем было много цивилизованного хамства, особенно по отношению к женщине.

Рожденный героем - героем "в чистом виде", Анненков не побоялся под старость проснувшейся в нем характерности и в "Лешем" в своей аристократической манере сыграл чеховский трагифарс. Впрочем, переход "классического героя" на характерные роли "заложен" в традиции Малого театра (так было и у Царева, который в старости замечательно сыграл Фамусова). Если судить по "Холопам", Анненков мог бы стать и прекрасным актером мелодрамы.

Но в "Холопах" режиссера Львова-Анохина больше, чем сама мелодраматическая история, увлекала стилизация, что на почве Малого театра имело огромный успех. Анненков играл орало-мажордома, который, подобно Фирсу, так долго служил при господах, что уж и сам похож на господина. Он играл квинтэссенцию века, его лучший итог. И Фирс, и мажордом в "Холопах" суть разные ипостаси вековых домовых, которыми держится дом и с которыми уходит время. С длинными развевающимися волосами, сегодня он сам - как домовой в старом Доме Островского, где в закоулках и переходах ближе к полуночи, кажется, можно встретить и Ермолову, и даже Щепкина. Хотя, по правде сказать, с каждым годом у них все меньше поводов навещать когда-то родные стены. Тема уходящего времени и сохраняемых им и не воспринятых нами традиций так или иначе все равно будет возникать всякий раз, когда мы заговорим об Анненкове.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1419
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1611
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1718
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4011

Другие новости