В НАШИ дни жесткие условия рекламного бизнеса требуют от создателей специализированных искусствоведческих изданий не только высокого профессионализма, но и недюжинной практической хватки. Немалого труда стоит удержаться на уровне элитарной малотиражности, сберечь "своего" читателя.
Все это удалось, несмотря на постоянные трудности, журналу "Русская галерея", иллюстрированному "ежеквартальнику" по искусству, который с середины 1998 года издают ЗАО "Арт Сервис Центр" и Государственная Третьяковская галерея. Сейчас подписчики получили уже четыре номера - печально известный кризис приостановил, но не прекратил выход издания.
Читателем "Русской галереи", по мнению ответственного секретаря журнала Марины Губаревой, может стать любой человек, интересующийся отечественным искусством - от первоклассника до профессора: "У нас есть статьи, написанные специфическим искусствоведческим языком, и статьи для детей, а также просветительские материалы, рассчитанные на любую аудиторию". Среди авторов издания - научные сотрудники ГТГ, журналисты, специалисты-искусствоведы.
Каждый номер журнала - и это несомненный его плюс - освещает определенный круг взаимосвязанных тем. Первый номер за нынешний год издатели почти полностью посвятили русскому авангарду. Читателю предложены статьи о "парижском периоде" Зинаиды Серебряковой и о Витебске в творчестве Шагала, материалы о Малевиче и Кандинском, интереснейшая статья о книжной графике литературного кружка "будетлян".
Последний (# 2 за 1999 год) выпуск "Русской галереи" кратко можно озаглавить "Третьяков. Пушкин. Меценатство". Это, разумеется, не случайно - в конце 1998 года искусствоведческий мир отметил печальную дату - вековую годовщину смерти Павла Третьякова, крупнейшего российского мецената, основателя Третьяковской галереи. Повод для обращения к пушкинской теме в нынешнем году также очевиден. Многочисленные же материалы о покровителях искусств напрямую перекликаются с темами "заглавных персонажей". Коллекционеры, меценаты, творцы и хранители русской культуры - Иван Шувалов, князь Михаил Голицын, "арбитр вкуса" Николай Шереметев, Павел Строганов, князь Сергей Щербатов, Савва Мамонтов, Сергей Щукин, Сергей Дягилев - все, кому посвящены статьи "меценатского" номера, были современниками, знакомыми Пушкина или Третьякова. Не обойдены вниманием и современные меценаты: отмечены все спонсоры ГТГ, оказавшие галерее помощь в 1998-1999 гг., рассказано о всех финансируемых ими благотворительных и просветительских программах.
Юным читателям адресованы материалы рубрики "Детский альбом" - "Экслибрис - знак владельца", "Детская книга Елизаветы Бем". Интерес широкой публики не могут не вызвать статьи раздела "Из фондов ГТГ", повествующие об истории приобретения новых шедевров, пополнивших в последнее время коллекции крупнейшей галереи русского искусства, - полотен Сурикова, Серова, Серебряковой, Левицкого. Любителям художественных мемуаров приятно будет обнаружить на страницах журнала малоизвестный фрагмент переписки художников Александра Бенуа и Игоря Грабаря.
Но подлинной жемчужиной последнего номера "Русской галереи" по праву можно считать статью знаменитого литературоведа и журналиста Эммануила Штейна (США) "Дипийцы" - русские художники Америки", открывающую российскому читателю несколько новых или незаслуженно забытых имен.