ПАРАДОКСАЛЬНО, но факт: символом 66-го Венецианского кинофестиваля с полным правом может быть назван фильм, который наверняка будет обойден призами и сразу же благополучно забыт. Собственно говоря, южно-корейская лента «Обманы» примечательна лишь тем, что подобного рода картины никогда прежде на старейшем международном кинофоруме не демонстрировались, и тем более в конкурсную программу не допускались.
Сюжет и изобразительные средства этого опуса режиссера Ян Суп Во незамысловаты. Участниками экранного действа являются двое – скульптор и студентка, что, впрочем, совершенно не важно – персонажами фильма могли бы с таким же успехом стать, например, рабочий и колхозница. Важно, что это мужчина и женщина, которые на протяжении 115 минут демонстрируют свои недюжинные сексуальные способности всеми возможными способами и во всех возможных позициях, постепенно переходя от сладостных утех ко вполне болезненным садомазохистским экзерсисам. Делают они это, надо сказать, весьма изобретательно и даже самозабвенно. Недаром исполнительница женской роли 20-летняя фотомодель Ким Тай Ион призналась, что на съемках они так вошли во вкус, что дело могло закончиться легкими увечьями. Этого, к счастью, не произошло, более того, на предложение своего партнера заняться сексом, что называется вживую, трепетная Ким ответила твердым отказом, чем, правда, очень расстроила режиссера.
Посмотреть эту диковину на остров Лидо из Кореи специально прибыли 26 тамошних журналистов, которые иначе этот фильм никогда не увидели бы вообще – показ киноленты запрещен безжалостной южно-корейской цензурой, а автор экранизированной повести Ян Юн отбывает двухмесячное тюремное заключение за оскорбление общественной нравственности. Появление своего фильма режиссер объясняет желанием нарушить табу и «побудить зрителей, прежде всего корейцев, которые еще чрезвычайно консервативны, не вершить строгий суд и принимать других людей такими, как они есть». «Я хотел бы, чтобы они мечтали жить, есть и заниматься любовью, не стремясь работать. Еретическая мечта в нашем потребительском обществе», – декларирует Ян Суп Во.
Если эпатирующую логику корейца понять можно, то позиция нового директора Венецианского фестиваля Альберте Барберы остается не слишком внятной. «Обманы» – это подтверждение тенденции, выявившейся в современном кинематографе, – объясняет он свой выбор. – Сегодня индустрия порнографии расцвела буйным цветом, и последствия этого не замедлили сказаться. Порнорынок существует вполне легально, и потребление этого продукта стало открытым. Многие телеканалы после полуночи показывают запретные фильмы, а авторитетные журналы распространяют подобные видеокассеты, так сказать, в нагрузку».
В принципе тенденция к перманентному расширению пределов дозволенного для показа на киноэкране и устранению некогда достаточно четкой границы между эротикой и порнографией схвачена Барберой верно. Закрадывается, правда, мысль, что именно иллюстрации этой тенденции новый директор кинофорума и посвятил нынешний фестиваль, открывшийся, как известно, последним фильмом Стэнли Кубрика, в котором сцена оргии уже зарезана американской цензурой. По части эротики конкуренцию блистательной супружеской паре Николь Кидман и Тому Крузу в фестивальной программе успешно составляют еще две голливудские звезды Кейт Уинслет и Эрви Кейтель, которые блистают в новом фильме Джейн Кэмпион. Что уж тут говорить об итальянской картине «Смотри на меня» Давида Феррарио, целиком посвященной жизни и смерти знаменитой порноактрисы Моаны Поцци, где мир порнобизнеса представлен во всей своей непристойной красе. Этот ряд можно было бы продолжить, но корейский опус все равно ставит в нем жирную садомазохистскую точку.
К слову, из-за «Обманов» личная жизнь красотки Ким расстроилась. «Мой жених, – поведала она, – был слишком привержен традиционным корейским ценностям. Он поставил меня перед выбором: либо я, либо этот фильм. Я любила его, но выбрала второе, и мы расстались». Вопреки расхожему мнению западный зритель в основе своей тоже привержен традиционным ценностям. Так что разрыв вполне вероятен...
Венеция–Рим