Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на пути к чудотворной иконе. 8 сентября 1999 г. Фото Владимира Суханова (НГ-фото) |
Икона Владимирской Божьей Матери - один из немногих сохранившихся памятников искусства домонгольского периода, ее создание датируется концом ХI - началом ХII века. Хотя, по преданию, она была написана святым евангелистом Лукой, и именно с тех пор ведет свою историю эта уникальная чудотворная двухстороняяя икона (на обороте ее - "Престол и орудия страстей" начала ХV века). Около 1130 года она была перенесена из Константинополя в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде, в 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенском соборе. Считается, что икона там находилась в алтаре, занимая место "запрестольного" образа. Во время нашествия Тамерлана, при князе Василии Дмитриевиче, эта икона - самая почитаемая святыня России - 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1395 года по инициативе митрополита Киприана была торжественно перенесена из Владимира в Успенский собор Московского Кремля. В тот же день Тамерлан повернул свои войска и без боя покинул пределы Московского государства. Икона с тех пор почитается заступницей русской, общегосударственной святыней.
В последний раз икона покидала Москву в 1812 году - на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 8 сентября, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора вплоть до передачи ее в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1928 году.
В последние столетия присутствия Владимирской в Успенском соборе она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список "в меру и подобие", который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.
Вчерашнее событие как бы подвело итог противостоянию музейных работников и верующих, которое началось в 1993 году, когда президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал указ о том, что икона Владимирской Богоматери должна использоваться в богослужебных целях. В том же году икона была взята для богослужения в кафедральный Елоховский собор. Работникам отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи оставалось только гадать, в каком виде святыня будет возвращена им.
Реставраторам Третьяковки после Октябрьской революции передали Владимирскую, на которой от времени уже с трудом угадывался лик. Многие годы искусствоведы работали над тем, чтобы святыня приобрела если не первозданный, то максимально приближенный к нему вид. С тех пор икона Владимирской Божьей Матери находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи под неусыпным двойным контролем специальных приборов и сотрудников музея, которые считают сохранение Владимирской делом своей жизни. Икона должна храниться при температуре двадцать градусов по Цельсию и влажности 55% в хорошо проветриваемом помещении. Только в таких условиях она чувствует себя комфортно. При любых климатических перепадах могут произойти необратимые изменения. А на службе в храме собираются люди, температура тела которых - около 37 градусов, они стоят почти неподвижно на протяжении нескольких часов, препятствуя нормальной циркуляции воздуха. Нельзя забывать и о горящих свечках, которые еще повышают температуру, коптят. Икона написана на дереве, возраст которого достиг уже 900 лет (по легенде же - около двух тысяч!), красочный слой иконы не толще папиросной бумаги. Когда дерево нагревается, красочный слой трескается воздух попадает внутрь, и начинается катастрофический процесс разрушения. В предыдущие столетия мастера заново писали поверх потрескавшейся поверхности, "чинили" икону, на Владимирской каждый век оставлял свой след, некоторые "чинки" датируются XIII столетием. Нетронутым остался только лик, но и через него проходит длинная узкая трещина, которая не углубляется только благодаря бережному хранению иконы музейными работниками и реставраторами.
После службы в Елоховском соборе края этой трещины встали почти перпендикулярно поверхности иконы. Нельзя было даже ввести специальный клей, лик стал бы бугристым. Некоторое время икона лежала на горизонтальной поверхности, чтобы краска сама осела. После этого заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Надежда Геннадьевна Бекенева, вся жизнь которой связана с Владимирской, решила сделать все от нее зависящее, чтобы икона больше не подвергалась риску. "Она нас много веков хранила, теперь мы ее должны хранить. Она уже отработала свое и почти ничего от живописи не сохранила", - таково было категоричное мнение музейщиков, которых ужасала перспектива нарушения температурного и влажностного режимов.
Но одновременно в Третьяковке понимали и то, что иконы создаются не для музейных пространств. Без "встречного движения" со стороны руководства музея и нынешнего директора галереи Валентина Родионова вряд ли бы так скоро случилось то радостное для всех православных и всех русских событие, которое имело место вчера в храме Николая в Толмачах.
Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в VII веке, в начале XX века в числе прихожан этого храма был основатель Третьяковки Павел Михайлович Третьяков, посещали его и многие выдающиеся художники, музыканты, литераторы... В 1929 году храм закрыли, и он был превращен в депозитарий галереи, в его стенах идеальный климат для хранения скульптур, картин, икон. Храм вновь получил статус действующего в 1992 году, его настоятелем стал протоиерей Николай Соколов. Были проведены уникальные реставрационные работы: вся живопись на стенах восстановлена в том виде, в каком она была до 1929 года. Удалось возвратить и часть икон, принадлежавших храму до закрытия. Храм находится на территории Третьяковской галереи, является ее собственностью и самым удачным местом для экспозиции икон из собрания галереи. Сейчас храму передано около двухсот икон из собрания Третьяковки, храм имеет уникальную возможность экспонировать ранее не выставлявшиеся иконы, показывать иконы в храме в дни их праздников. А главное, что этот храм - первый в России с налаженным "музейным" климатом. Стабильный температурно-влажностный режим здесь тот же, что и в экспозиционных залах и запасниках. Единственная проблема состоит в том, что во время богослужений храм не может вмещать всех желающих. В храме-музее ведется научная деятельность, читаются лекции по истории Церкви, по иконописи, существует воскресная школа, работают два хора, детский и взрослый, причем последний является официальным хором Третьяковской галереи и одним из лучших хоровых коллективов Москвы. Во время богослужений вход в храм Святителя Николая в Толмачах, естественно, бесплатный, а на экспозицию пропускают по обычным билетам в Третьяковку.
Именно в этот храм-музей в декабре прошлого года ученый совет Третьяковской галереи принял решение перенести икону Владимирской Божьей Матери. Таким образом, икона не будет отторгнута от коллекции Третьяковской галереи, за ее состоянием смогут следить искусствоведы, которые были ее хранителями на протяжении многих лет. В то же время верующие люди будут иметь возможность совершить перед святыней молитву. Специалистами московского завода полиметаллов Минатома РФ совместно с работниками Третьяковки был разработан уникальный киот, который будет герметично закрыт во время богослужений. А когда служба закончится и климат в храме нормализуется, оборудование будет отключаться и витрина будет работать, как обычное проветриваемое помещение в залах галереи, позволяя иконе "дышать" самостоятельно.
Теперь будут не Владимирскую возить на богослужения, а к ней приезжать, как было на протяжении многих столетий. По словам настоятеля храма отца Николая Соколова, "она будет находиться здесь, пока на то воля Божья. Божья Матерь сама себе выбирает место пребывания, а не мы. Мы хотим, чтобы она сохранилась, а где быть Ей, Она решает сама: если мы достойны, Она будет здесь, а если нет - Она уйдет куда угодно".
Когда литургия была закончена, владыка Сергий еще раз выразил глубокую благодарность директору Третьяковской галереи и директору завода полиметаллов, на котором был выполнен уникальный киот, "за понимание значения иконы Богоматери Владимирской". Архиепископ Солнечногорский сказал также, что за эту работу директор завода недавно получил орден из рук Святейшего Патриарха. "Владычица Пресвятая Богородица - с народом России, в храме, окруженная молебном и церковным пением", - торжественно завершил он богослужение, назвав нынешний день праздником "второго Сретения иконы Владимирской Божьей Матери". На последовавшей затем трапезе представитель московского правительства, вряд ли искушенный во всех тонкостях довольно деликатного вопроса, неосторожно выразил уверенность, что это - только начало, поскольку у нас еще много икон в музеях и очень много храмов.