0
1613
Газета Культура Интернет-версия

08.09.1999 00:00:00

Человек, строящий дом


Фото Натальи Преображенской
СУЩЕСТВУЮТ странные люди - биологи. Любимое их дело - петь песни под гитару, слушать кээспэшных бардов и ходить в турпоходы на байдарках. Никакие массовые увлечения времени их не касаются: ни рок-музыка, ни восточная эзотерика, ни молодежные движения, ни диссидентство. Свои стрессы они лечат на лоне природы - с удочкой или ружьишком в руках. При всем том люди они приятные: неприхотливы, доброкачественны, веселы, с ними есть о чем поговорить. Водку они пьют с мужицкой удалью и запивают ее пивом.

По-видимому, таков и герой Михаила Тарковского, автора повести "Лерочка" в "Нашем Современнике" N 7.

Завязка повести проста: двое закадычных друзей-биологов, Кузя и Володя, любят и не могут поделить одну женщину.

Женщина - это всегда беда и мучение: от нее один герой повести убегает в Туруханский край, другой - в подмосковную деревню. Общая возлюбленная нелегко забывается обоими - пока герои изо всех сил становятся "настоящими мужчинами": плотничают, охотятся, пьют и учатся мудрости у деревенских мужиков.

Володя знает, что любимая женщина и любимый ребенок - главное, что у него есть в жизни. Но как уязвимо это "все", как мало оно зависит от всех усилий любви и преданности.

Если не верна женщина - верна пила, и остается, как известно, мужская дружба, хотя песок и плохая замена овсу. И как много вдруг начинает значить природа и простые вещи, в которых нет места изменам, лицемерию, непостоянству.

Человек строит дом и чувствует правду того, что он делает. Ибо что может быть правильнее, чем усовершенствовать маленький кусочек доверенного тебе пространства? Создать идеальный объем, где ты чувствуешь себя, как нога в удобном ботинке.

Работая летом, зимой Кузя пишет рассказы. Это удивляет деревенских, удивляет и его самого. Он все еще не может сделать выбор: между естественной простотой мужицкой жизни и жизнью городской, интеллигентской, с настырным хождением по редакциям, амбициями и поиском славы. Городское воспитание и образование не отпускают героя на волю. Идеал Генри Торо для него не подходит. Он не проводит эксперимент - он ищет истину. И истина для него пока не очевидна.

Что ждет такого человека: проходят годы - а он все еще один и не сделал никакой очевидной карьеры. Его знакомые печатают романы, покупают машины, ездят за границу, работают в запирающихся на ключ кабинетах. У них есть семьи, дом, быт. Они преподают другим то, чему научились сами. С другой стороны - единственное, чему действительно стоит учить, - это мужеству жизни. Все остальное: тайны искусства, математику или даже поведение птиц - преподадут и другие. Но это не сделает никого счастливее и смелее. Несчастья сокрушают нас вне зависимости от образования и одаренности. Хотя во многом мы и образовываемся, чтобы быть застрахованными от случая. Всему можно научиться, кроме настоящей мудрости.

Поэтому герою все время не хватает "руководителя", некоего старца-учителя, бородатого интеллигента, бросившего теории и городскую квартиру ради подвижнического возрождения исконной Руси. "Мудрого, свободного, не замкнутого в себе человека", который понял бы героя, "утвердил в чем-то верно нащупанном, выбил бы из рук пустое и случайное".

И он почти находит его - но их встрече не суждено состояться: старик-учитель гибнет в автокатастрофе, и это сильно смахивает на самоубийство - когда дело его жизни, прекрасная сельская церковь, сгорела при странных обстоятельствах: не то поджог, не то пьяная русская халатность.

Тарковский боится пафоса и выводов и не склонен никого осуждать или причитать о "гибели России". Истина скрывается не в книгах, не в теории и даже не в стихотворении Пушкина. Она где-то в просторах тысячемильной России, в глуши ее лесов, в душе ее странного народа, живущего с несколькими простыми вещами тысячу лет подряд. Его изумляет, "как, в каких местах приспосабливаются мужики к условиям жизни", он в восторге от этой "мужицкой выносливости и универсальности". Единственный сарказм он позволяет себе в адрес американцев, заехавших в енисейскую глушь ради экзотики, нелепых, ничего не понимающих. На всю повесть можно найти одну ясно проговоренную мысль: за счастье "служить России" - платят жизнью.

И герой хотел бы так жить: строить избы и храмы, ходить по Руси с богоугодным делом - как Андрей Рублев из фильма другого Тарковского, говорить о природе, единственной женщине, которую он "любил по-настоящему", доказывая, что красота законов природы, позволяющих стоять дому, не меньше, чем красота законов стихотворения, и что мы можем быть счастливы, если сосредоточимся в правильном деле, если сможем сами сделать любую работу, если будем ближе к такой очевидной вещи, как земля, - и сможем объясниться на человеческом языке, и не будем видеть во встречном человеке врага. Может быть, это тоже такая "истина", истина строящего дом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2060
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1319
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
980
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1288

Другие новости