Валентин Николаевич Плучек рассказывает. Фото Андрея Никольского НГ-фото) |
ПЛУЧЕК - патриарх. Плучек - мэтр. Учитель жизни. Действительно, учитель. Актеры и работники театра любят его репетиции, которые долго "не выходят" из-за стола. Плучек - заразительный рассказчик.
Он воспитал, собрал, выпестовал, взлелеял, сумел сохранить как боевую единицу Театр сатиры, который он возглавляет (внимание, составители и редакторы "Книги рекордов Гиннесса"!) вот уже 42 года. Обиженные? Есть. Есть те, к кому он надолго терял интерес, менялись симпатии и режиссерские (и человеческие, конечно) привязанности. Но кто вспомнит об этом, кто укорит в этом, если даже смертельно обиженные редко уходили из театра. Продолжали работать, играя одну или две роли. Надеялись на перемену участи? Может быть.
Плучек Валентин Николаевич (р. 1909), режиссер, актер. С 1929 года в Театре имени Вс. Мейерхольда. С 1950-го режиссер, с 1957-го главный режиссер Московского театра сатиры. Для Плучека характерно стремление к четкости, выразительности сценической формы, легкости и динамичности рисунка спектакля. В постановках публицистических пьес, остросатирических комедий ("Баня", 1953, совместно с Н.В. Петровым, и 1967, "Клоп", 1955, совместно с С.И. Юткевичем, и 1974, обе - В.В. Маяковского, и др.) широко использовал приемы гротеска, гиперболы. Во многих спектаклях проявился интерес режиссера к изображению бытовой среды, к театральной стилизации: "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.О. Бомарше (1969), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1972, 1999), "Самоубийца" Н.Р. Эрдмана (1981), "Вишневый сад" А.П. Чехова и др.
В заметку из "Энциклопедического словаря" 95-го года мы внесли незначительную правку, добавив еще одну дату - "Ревизора", которого Плучек выпустил в минувшем сезоне.
В его биографии немало знаковых точек. Работа с Всеволодом Мейерхольдом, о котором Плучек может рассказывать часами, а может, и днями напролет. У которого он учится и сегодня. И возвращаясь к "Ревизору", он "не забывает" тот спектакль, спектакль Мастера (сегодня Мастером называют уже самого Плучека). И еще. Он имеет право вспоминать и цитировать своего учителя, поскольку не отказался от него, когда "ради жизни на земле" следовало отказаться от самого факта знакомства, не только от ученичества, которое становилось "подстатейным"...
Вспоминают спектакли-события. Скажем, как ломились на "Фигаро" с Андреем Мироновым и замечательным в том спектакле Александром Ширвиндтом, еще не вышедшим на большую эстраду. Но были и другие события в этом театре. В глухие годы Плучек умудрился поставить "Теркина на том свете"! Правда, видели спектакль немногие.
Надо было обладать недюжинным чувством юмора, чтобы половину сознательной жизни возглавлять Театр сатиры. В чем в чем, а в этом Валентину Николаевичу не откажешь.
В свои 90, он, слава Богу, жив и здоров. И даже ставит спектакли, не забывая, кажется, иронизировать над этим своим творческим долголетием, которое интересно не ему одному. На "Ревизоре" с Валерием Гаркалиным в роли Хлестакова - неизменные аншлаги. На пятилетней давности (он премьеру приурочил тогда к своему юбилею) "Укрощении строптивой" в изящных графических "одеждах" Валерия Левенталя - тоже (у Плучека есть еще одно существенное и непреходящее достоинство - это его вкус; и художников, с которыми ему работать, он всегда умел выбирать). И хотя составители недавней режиссерской "энциклопедии" забыли спросить у Плучека, что он думает о режиссерском театре, он по-прежнему в строю. Ему есть что сказать. И слушатели - не перевелись.