Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1650 г. |
В ЮБИЛЕЙНЫЙ год (400-летие со дня рождения) самого знаменитого живописца Испании музей Прадо организовал большую ретроспективу его произведений. Прадо обладает наиболее богатой коллекцией картин Диего Веласкеса, ныне она дополнена работами кисти мастера из других европейских музеев.
Веласкеса любят многие. Дали считал себя открывателем Веласкеса как художника, актуального для ситуации абстрактного искусства. Для Пикассо "Менины" художника были импульсом к созданию целой серии вариаций. Веласкеса боготворил Эдуард Мане, а Ренуар говорил: "В маленькой розе на платье инфанты Маргариты есть все искусство живописи". Французские реалисты XIX века идеализировали Веласкеса. Леон Бонна, портретист и коллекционер, говорил: "Веласкес был нашим Богом".
Его зачастую воспринимают как художника, со всей точностью отражавшего реальность: будь то королевский портрет, в котором он не приукрашивает модель, или портреты карликов, когда он не стесняется их уродливых черт.
Веласкес - в высшей степени ангажированный художник, всю жизнь проработавший при дворе испанского короля. Проблема для него состояла в том, как быть художником, оставаясь аристократом, и сохранять ангажированность, не теряя живописного таланта.
Веласкес писал множество парадных портретов. Он и известен в большей степени благодаря им. Эти произведения являются классическими образцами жанра: торжественная репрезентация модели в полный рост, по пояс или на коне, аксессуары. Перед зрителем представлена целая галерея образов королевской семьи и приближенных: Филипп IV, его супруга Мария-Анна Австрийская, инфант дон Карлос, инфанта Маргарита, герцог Оливарес и другие.
Его произведения, изображающие модель практически в натуральную величину, производят впечатление живой натуры. Веласкес использует стол или стул в качестве опоры, но "срезает" его краем полотна, не включая в композицию, тем самым усиливая впечатление фрагментации. Среди подобных работ можно отметить, например, "Автопортрет", "Портрет Филиппа IV в военном костюме", "Портрет Марии-Анны Австрийской".
Веласкес балансирует на грани натурализма. Его и ценили за то, что он мог делать быстро и похоже. С другой стороны, Веласкес "прорывает" живописную ткань, трансформирует пространство, чем всегда завораживал авангардистов.
Веласкес - мастер больших картин. Именно в таких работах выявляется его талант композиции. В "Сдаче Бреды" Веласкес ставит перед собой задачу, похожую на задачу Учелло в его "Битвах". В "Менинах" Веласкес пишет пустоту, и 3/4 композиции полотна составляет пустое пространство, которое уравновешивается вереницей пятен, преобразованных в платья и костюмы моделей. Загадки сюжета, над которыми ломают голову иccлeдoвaтeли, отходят на второй план по сравнению с красотой композиционного решения. Веласкес использует свои модели, интерьер с четким делением на плоскости потолка, стен и картин для создания мозаичного целого.
Разнохарактерные детали соединены у него на фоне почти геометрического супрематизма, куда включены все части изображения. Заслуга Веласкеса в том, что из различных составляющих, преодолевая эклектику, он создает органичное целое.