ЛЕТОМ министром культуры РФ Владимиром Егоровым и председателем СТД РФ Александром Калягиным было написано письмо с предложением расширить перечень ведущих российских театров. Как и почти все акции, исходящие в последнее время из недр Союза театральных деятелей, письмо является результатом решений Всероссийского театрального форума "Театр: время перемен" (хотя, как известно, мнения участников форума по большинству острых вопросов были предельно не однородны, но СТД уже не первый раз предпочитает этот факт не учитывать).
Сути письма не откажешь в благородстве. В целях совершенствования социальной защиты служителей сцены предлагается придать ряду театров России, заслуживших внимание публики и вызывающих исключительный интерес профессионалов, более высокий статус, что ведет за собой увеличение субсидий и, стало быть, заработных плат работников театра.
Министерство культуры РФ рассылает это предложение во все регионы России, рекомендуя местной администрации за счет своих средств увеличить ассигнования в конкретные областные и муниципальные театры в случае признания их творчества выдающимся. В этой истории деятельность Министерства культуры, таким образом, сводится к элементарному совету. Вопрос выбора театров, требующих повышения в ранге, оставлен на совести мэрий, муниципалитетов, областных комитетов. (Тем не менее в письме Калягина и Егорова содержится просьба о том, чтобы предложения местных органов власти по повышению статуса театров были направлены в Министерство до 1 августа 1999 года - списки будут "смотреть" в Москве.)
Что ж, советская власть начала свою культурную политику с введения статуса театральных академий - так появились Академический Малый театр, Академический Большой, Художественный Академический и проч. Позже этим званием отметили и другие театры Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других российских городов.
Видимо, настало время для обновления списка академий (или в старой министерской терминологии "внекатегорийных театров"). За годы советской власти, а затем уже и на постсоветском пространстве многие театры успели стать легендой, правда, одни из них - живой, а другие - мертвой. Чтобы реализовать потребность в дифференцировании театрального процесса, и нынче нужна политическая воля. Думается, что в большинстве случаев программа будет выполнена - даже в российских регионах. И это хорошо. Руководители местных органов, озабоченные выборной кампанией, не смогут отказаться от столь популярного решения. Среди политиков считается, что народ театр любит. Политики, в свою очередь, всегда стремятся заручиться поддержкой актеров. Цепочка логических связей неизменно выведет к деньгам... Тем более что экстрасуммы, о которых идет речь, похожи, скорее, на инфляционную индексацию, нежели на повышение зарплат.
Что же касается Москвы, где "раздел" наверняка будет происходить болезненно (пусть так, лишь бы открыто), в условиях огненной конкуренции, главный вопрос, конечно, в "судьях". Пока отбор коллективов предложено осуществить Комитету по культуре Москвы совместно с Союзом театральных деятелей. Чиновникам, конечно, виднее.
В этой связи заботит один вопрос, не станут ли оставшиеся в результате такого "передела" "второсортные" театры аутсайдерами. Стоит опасаться, не превратится ли эта дифференциация в первый этап зависшей в воздухе программы лишения государственных субсидий у "отсталых театров". И уж вот тогда-то и будет жизненно важен отбор, "кто" и "за что", - споры разыграются пожестче, чем вокруг экспертного совета "Золотой маски".
Список московских "отобранных" театров Комитетом по культуре не разглашается - он, как те кресла в "Мертвых душах", еще не закончен. Но "НГ", как говорят в таких случаях, из осведомленных источников стало известно, что список этот широк. Среди счастливчиков - Театр на Малой Бронной, Театр Пушкина, Театр "У Никитских ворот", Театр "Et Сetera". Есть "и другие"!
Первые два-три театра, конечно, заслужили многого, но их сегодняшнее состояние крайне удручающее. Что же касается последнего театрального коллектива, то... Пусть отдел культуры "НГ" обвинят в монотонности возмущений и других смертных грехах, но Александр Калягин с удивительным упорством пытается протолкнуть повсюду свой молодой коллектив, на счету которого нет ни одного художественного достижения (пока). Возможно, они появятся в скором времени. Может быть, не торопиться?
Театральных актеров и других работников театра прошу понять правильно. Мы совершенно не против повышения зарплат, о размерах которых нам тоже известно. В том же Театре "У Никитских ворот" до последнего времени некоторые актеры получали в месяц меньше двухсот рублей. Но - о справедливости. Ведь есть в Москве и "Сатирикон" (и дело не в том, что директор театра Анатолий Полянкин платит актерам не по государственным ставкам, а в том, что театр уже давно заслужил звание... ну, хотя бы "полуакадемии"), и театр-студия "Человек", может быть, заслужившая отдельного статуса "академии авангарда", но живущая в чудовищных материальных условиях. Есть и другие, отвечающие основным критериям отбора, указанным, кстати говоря, в письме, - "высокому профессионализму, самобытности, широкому творческому потенциалу и высокой зрительской востребованности". Короче говоря, есть повод для дискуссии.