НЕСМОТРЯ на то что оба письма из Российской академии музыки были опубликованы на полосе "Культура", к культуре положение в РАМ им. Гнесиных имеет очень малое отношение. Российские экономические реформы оказали крайне негативное влияние на нравственный климат общества. Возникли условия, при которых вести себя аморально в той или иной форме удобно не только взяточникам и бандитам, но и миллионам простых людей. Вторая характерная черта нашего времени - любовь к мыльным операм. Эти приметы эпохи превратили легендарное в прошлом музыкальное учреждение, связанное с прославленными именами отечественной культуры, в некое подобие "Вороньей слободки".
Содержание предыдущих серий. Конфликт в учебном заведении длится уже несколько лет. Одна группа педагогов (назовем их подписанты 1) обвиняет административно-хозяйственные службы во главе с ректором в некомпетентности, недобросовестности и использовании служебного положения в корыстных целях, другая (подписанты 2) - защищает, ссылаясь на неумеренные амбиции подписантов 1. Ректор пишет опровержения в Министерство культуры, министр отвечает не по существу, налоговые службы проверяют, ОЭП проверяет и никак ничего не находит, а письма идут и идут, и все меньше остается на них интеллигентской пыли. Часть подписантов 1 сняла свои подписи после проведения собрания коллектива. По словам неформального лидера группы недовольных Л.А. Жировой (подписанты 1), под письмом, опубликованным в "НГ" 03.08.99 от группы поддержки администрации (подписанты 2), содержатся подписи "мертвых душ". Министерство отказывается проводить проверки, которых требуют педагоги первой группы (подписанты 1), до перевыборов ректора, которые состоятся в сентябре.
Ни о каком "творческом конфликте" речи не идет. В воздухе - страх, носится фраза "нас закроют", хотя документально все оказались чисты. Подписанты 1 - "в предынфарктном состоянии: все, что ни скажем, будет обернуто против нас". Началось сокращение педагогов - оставляют по 3 ставки на кафедре, концертмейстеров перевели на 0,25%. Быть может, конечно, это способ поиска внебюджетных средств, что представлено важнейшим направлением работы решением собрания РАМ?
В нелюбовном треугольнике "министерство - подписанты 1 - подписанты 2" отношения окончательно запутались: ни одного прямого ответа на вопрос. В ответ на претензии материального характера ректорат приводит цифры: за последние 3 года 157 лауреатов, 8 докторов наук, 34 профессора и т.д. Да, цифры впечатляющие. Но, по словам многих преподавателей, статус конкурсов, в которых принимают участие студенты РАМ им. Гнесиных, невысок: в отличие от прежних лет в престижных международных конкурсах гнесинские воспитанники призовых мест не получают. Но даже эти достижения принадлежат творческому коллективу. "В то же время материальная база академии, - признается администрация, - находится в тяжелом состоянии". Это мягко говоря: с фасада сыплется кусками штукатурка, то и дело прорывает трубы отопления, заливая классы; большая часть роялей по своему состоянию не соответствует своему названию.
Пристроенные по инициативе проректора по хозяйственно-административной части П.К. Дундуа 13 новых учебных аудиторий педагоги иначе как туннелем с решетками не называют. Это малюсенькие классы "со стенками из папье-маше и чудовищной акустикой, которая даже в богом забытых сельских клубах лучше". Студенты прочно окрестили помещения землянками.
Возражение, ставшее абсолютным оправданием во всей стране, - нет денег. Но в области подбора кадров ссылаться на ситуацию в государстве не приходится. Л.Я. Фоминых взята в 1997 г. на работу "по многочисленным рекомендациям". О каких рекомендациях может идти речь, когда достаточно взглянуть на копию трудовой книжки, чтобы понять, сколь далек человек от препоручаемой ему работы: руководитель художественной самодеятельности СПТУ N 181 и педагог-организатор ДЭЗа приглашается на специально созданное место проректора по концертной работе. Неужели в высококвалифицированном институте со "значительными улучшениями показателей по всем направлениям работы коллектива" не нашлось ни одной достойной кандидатуры на ставшую необходимой должность? К слову, бедная академия нашла деньги "в кредит" на финансирование поездки во Францию группы, состоящей наполовину из не имеющих никакого отношения к РАМ, в сумме 20 тыс. долл. под письменное обязательство Л.Я. Фоминых вернуть их за счет каких-то спонсоров. Кредит вообще-то имеют право выдавать только финансовые структуры типа банка. "Кредит" Л.Я. Фоминых до сих пор не возвращен, а ее трудовая книжка по-прежнему лежит в РАМ. Неужели академия располагает такими средствами, что может позволить себе филантропические акции в отношении своих "некомпетентных и недобросовестных сотрудников"? (характеристика дана производственным собранием коллектива РАМ от 16 марта 1999 г.) Что это: халатность, некомпетентность или злой умысел (нужное подчеркнуть)?
Второе: "плохая работа подписавших письмо настройщиков была темой трех недавних заседаний ректората" (из письма ректора С.М. Колобкова министру). Спрашивается, если все настройщики систематически плохо выполняют свою работу, куда смотрит администрация, принимая на работу столь неквалифицированные кадры? И уж, по крайней мере, к компетенции администрации относится сделать так, чтобы не прорывало воду на вновь отремонтированные (заметьте, бесплатно) рояли. Наверное, коли денег нет и не будет, стоило бы определить приоритеты, что ремонтировать сначала: бухгалтерию или залитый зал? Et cetera.
Проректор по административно-хозяйственной части П.К. Дундуа уволен по собственному желанию, однако ректор тут же назначает его руководителем ремонта и строительства, в спешном порядке развернутого после публикаций в "HГ". Источники внебюджетных средств найдены! Наконец-то появились деньги и у властей: 750 тысяч переведены на счет финансирования ремонта зала.
Весьма странной кажется и реакция Министерства культуры. В письмах сотрудников РАМ звучит просьба создать независимую экспертную комиссию по расследованию деятельности административно-хозяйственной части, по-русски говоря, проверить, на что тратятся деньги. Вместо этого присылается сначала проверка налоговой инспекции (как будто кто-то сомневался, что налоги РАМ платит исправно), а потом заверения министра в том, что с новым ректором проблемы будут решены, хотя из всей администрации к ректору претензий было меньше всего. В отношении же расследования ОЭПа - единственной организации, имевшей отношение к сути заявленных проблем - прокуратурой аннулированы результаты первичной проверки и назначена повторная - по факту недобросовестного расследования.
В сентябре-октябре состоятся перевыборы ректора. В разговоре со мной один из педагогов РАМ о прошлых выборах сказала: я четко помню, что никого не выбирала. Проверить это теперь не представляется возможным, но хочется обратиться ко всем, кто будет участвовать в выборах - помните, кого выбираете. Продолжение следует.