Я до сих пор не знаю, хорошо это или плохо, но так получилось, что я вырос на творчестве Егора Летова. Не знаю - потому что мне просто не с чем сравнивать, я не знаю каким бы я был, если бы в 16 лет не услышал Егора и "Гражданскую Оборону". Его песни прошли через мою жизнь, сопровождая насыщенным фоном все значимые события и ассоциируясь с ними, неизменно присутствуя во всех плэйлистах, и конечно они же стали основой моего гитарного репертуара.
Мы часто слышим в оценках деятельности того или иного человека - "его творчество не оставляло равнодушным". К творчеству Егора это утверждение подходит на 100%. Вряд ли на нашем рок пространстве можно найти человека творчество которого вызывают столь диаметральные оценки. Кто-то на дух не переносит рвущийся надрыв его голоса, нечистое звучание (особенно на первых альбомах), "непонятные" стихи. А кто-то, в том числе и я, считает что Егор без преувеличения великий поэт и рок-музыкант.
"О чем поёт Егор?" - этот вопрос задают многие впервые его услышавшие, или те, кого не "зацепило". И отвечать на этот вопрос бессмысленно - настолько индивидуально может быть восприятие одних и тех же песен разными людьми. Для меня одним из первых открытий юности связанных с Летовым стало понимание того, что песня, стих, творение не обязаны быть "о чем" или "про что", они могут быть "для чего", да и то совсем не обязательно. Песни Егора обладают грандиозным напором, раскрашены "нетрезвыми красочками", образны и всеобъемлющи. Острота, надрыв, бескомпромиссность, безграничность - это одни из немногих характеристик которые приходят в голову когда пытаешься описать творения Летова. Да только надо ли описывать?..
Пытаться анализировать творчество Летова на мой взгляд не имеет никакого смысла. У каждого - свой Егор. Наверное так можно было бы сказать про многих уважаемых мной творцов - что он у каждого свой. Но по отношению к Егору Летову это выражено особенно ярко. Песни Егора надо слушать не из динамиков, а изнутри себя. Его песни, его взрывная энергетика индуцируют в тебе невероятно насыщенный комплекс ощущений, настроений, как правило противоречивых, но в тоже время удивительно гармоничных. В большинстве его песен нет, как сейчас модно говорить, конкретного "мессэджа". Но если ты проникаешся его песнями, то эти мессэджи неизбежно рождаются внутри тебя самого, и рождаются для тебя, открывают новые возможности постижения своего внутреннего мира и мира внешнего. Все песни Егора воспринимаются очень индивидуально. Впечатления от них, накладываясь на собственный опыт, свои восприятия и переживания, создают настолько богатые и насыщенные ощущениями картины, что эти картины могут разительно отличатся даже для людей из одной среды и схожих интересов. Мощная, абсолютно нестандартная энергетика песен раскрывает совершенно неожиданные стороны и чувства, выталкивает неизведанное и отводит на задний план обыденное. А для меня все песни Егора, даже самые «злые» и «колючие», были о Любви.
Один популярный сайт озаглавил свою статью памяти Летова - "Всё идёт по плану". Оставляя за скобками этичность, грамотность, и в целом адекватность автора, я вынужден признать, что песня "По плану", как раз одна из очень немногих песен "про что", которая отчасти поэтому и стала песней принесшей "ГО" популярность. Более того, это наверное единственная песня которая приобрела ПОПулярность далеко за пределами даже потенциально «летовской» аудитории. В свое время она была одновременно и гимном протестных движений на советском и постсоветском пространстве, и просто дежурной «кричалкой-оралкой» многих компаний. В частности поэтому до сих пор,если от кого то слышишь - «Летов? - знаю - это тот, который «Всё идет по плану»» - можно смело утверждать, что Летова он не знает вовсе.
Справедливости ради надо сказать, что в конце восьмидесятых, я, так же как и многие, воспринимал Летова скорее как символ противостояния системе, т.е. фигуру политическую, бунтарскую, хотя и чувствовал, что творческий потенциал у него огромный. Просто в то время я не мог оценить его в полной мере, да и потом тогда ещё не вышли мои любимые «Сто лет одиночества» и «Прыг-Скок». Уже позже я понял, что Летов-бунтарь – это лишь следствие Летова -поэта и творца, просто дух противопоставления себя всему наиболее точно соответствует масштабу и формату его личности, его энергетике.Проивопоставление - как способ постижения мира и общения с ним.
Егора Летова часто сравнивают с Борисом Гребенщиковым, сопоставляют, противопоставляют. Наверное, что-то общее в их творчестве можно усмотреть, в основном как раз в части создания наобразов. Но Гребенщиков всегда стремился красоте, идеалистической, романтической. А Летов просто мощным напором раздавал свой мир, таким, как он его видел, без прекрас, и ни к чему (на мой взгляд) особо не стремясь. Как и многие гениальные творцы, он писал тогда, когда уже не мог не писать.
Он ушёл во сне, а зачем снятся сны?...
Вместе с ним ушла и часть моего мира. Мира, который мне во многом помогал познавать и открывать Егор. Он никуда меня не направлял, ни к чему не призывал и поэтому я не буду называть его учителем, это не совсем так. Он - дарил. Егор был для меня источником, источником энергии которой я распоряжался так, как считал нужным, которая подпитывала меня в нелёгких ситуациях и сопровождала меня в минуты радости...
Весь этот текст вылился из меня практически на одном дыхании, а вот что бы его завершить, я мучительно выдавливаю из себя что-то в уже течении часа. Не буду выдавливать. Не надо его завершать стандартными избитыми фразами. А может быть я просто не нахожу сил сказать «прощай».
Спасибо тебе, Егор!
----------------------------
P.S.: «...и еще... Может возникнуть такое впечатление, что я нарочито и непотребно расхваливаю изготовленные собственно мной или при моем участии записи и альбомы. Так вот, я вам вот что безжалостно сообщу, опять же, без ложной скромности ≈ я действительно и всецело люблю, горжусь и охуеваю от всего созданного, всего, что случилось и получилось. И то, что ныне МЫ, бывшие соратники, неизбежно, безвозвратно и окончательно разбредаемся в свои сугубые стороны, восторженные и горестные, тупиковые и беспредельные... так это все, по большому счету ≈ неважно. Все это хуйня, дорогие товарищи. Главное то, что был невъебенный праздник, и он, посредством нелепого чуда записи, остался и продолжается для всех тех, кто еще имеет уши ≈ слышать!»