На пороге своего 90-летия далай-лама остается для тибетцев популярным духовным лидером. Фото Reuters
Далай-лама ХIV, живущий в изгнании в Индии, написал книгу «Голос безголосых», в которой отвергает намерение властей Китая контролировать процедуру поиска и избрания его «наследника», иными словами, его реинкарнацию. Как пишет Кедруб Донтаб, племянник автора, духовный лидер тибетцев в этой работе не только рассказывает о своей долгой борьбе за автономию края, но делает резонансное заявление геополитического значения: реинкарнация произойдет вне Китая и вне Тибета. Этот шаг полностью противоречит планам Пекина, который хочет, чтобы следующий далай-лама был фигурой, действующей в интересах КНР. В Индии опасаются, как бы конфликт в Тибете не привел к обострению ее отношений с Китаем.
По словам Донтаба, решение далай-ламы направлено на то, чтобы сохранить духовную и культурную идентичность тибетских буддистов и побудить международное сообщество поддержать автономию Тибета против правительства, которое привержено атеистическому учению. Однако такой ход несет с собой серьезные риски. Он может породить вспышку новых антикитайских протестов тибетской диаспоры в Индии, а в самом Тибете привести к тому, что власти будут жестче контролировать религиозные обряды и организации. «Но для далай-ламы, – утверждает племянник, – главное – отстоять тибетский буддизм, права его народа, невзирая на возможные негативные последствия».
Как говорится в официальной биографии этого религиозного деятеля, он родился 6 июля 1935 года в сельской семье, владевшей маленьким участком на северо-западе Тибета. Когда малышу исполнилось два года, его признали бодхисаттвой, воплощением предыдущего Далай-ламы ХIII.
Винай Гокале, эксперт индийской программы Security Studies, утверждает, что начиная с 1980-х годов далай-лама пытался помириться с властями КНР. Но переговоры через посредников, среди которых был старший брат далай-ламы, не принесли плодов. Скорее всего он умрет в ссылке. Будучи живым Буддой, он должен обрести реинкарнацию. Но вопрос наследия остается неопределенным. Ведь Его Святейшество, как называют далай-ламу верующие, говорил, что наследие может на нем прерваться. А теперь, выходит, не исключен и другой вариант – он может переродиться за пределами Тибета. Как бы то ни было, по мнению эксперта, тибетцы отвергают идею, что Китай обладает юридическими полномочиями для выбора далай-ламы, как и других живых Будд. Однако Пекин, ссылаясь на указ императора династии Цин от 1793 года, заявляет, что отбор должен получить одобрение Китая. В итоге нельзя исключать ситуации, когда могут появиться на свет два далай-ламы – один отобранный за пределами КНР, а другой – найденный в КНР.
В Индии тщательно следят за событиями вокруг Тибета. Далай-лама живет в Индии с 1959 года. Его присутствие стало раздражающим элементом в индийско-китайских отношениях. И если новый далай-лама будет найден в Индии или перенесен на ее территорию, то это еще больше обострит отношения соседей. Ведь они и так отягощены территориальным спором из-за неурегулированной границы, протянувшейся на 3380 км в Гималаях. Причем этот спор непосредственно затрагивает Тибетский автономный район Китая. Пекин называет контролируемый Индией соседний регион частью Тибета. А Дели говорит, что это индийский штат Аруначал Прадеш. Тем более что буддизм берет свое начало в Индии. В стране есть этнические меньшинства, исповедующие эту веру (см. «НГ» от 11.03.25).
Словом, волей-неволей, но Индия причастна к проблеме далай-ламы. Она заинтересована в том, чтобы транзит самого высокого по рангу духовного вождя тибетцев проходил спокойно, без эксцессов.
А с точки зрения Пекина, главное – это не допустить никаких всплесков недовольства в Тибете, сохранить общественный порядок и воспрепятствовать попыткам внешних сил подорвать территориальную целостность Китая, даже добиться отделения Тибета от Китая. Причем никак нельзя сказать, что такие подозрения совершенно беспочвенны. Еще в начале ХХ века после свержения монархии в Китае в 1911 году Британия заявила о признании сюзеренитета, а не суверенитета Китая над Тибетом. Лондон установил прямые контакты с далай-ламой, не считаясь с возражениями китайских властей.
А США в отличие от своего британского союзника тогда и после окончания Второй мировой войны придерживались более осторожного курса. В 1949 году они отклонили просьбу далай-ламы признать независимость Тибета. Но с начала 1950-х годов, когда вспыхнула война в Корее, подход США коренным образом изменился. США хотели, чтобы далай-лама бежал из КНР, и обещали, что тогда они признают его главой «автономного Тибета». В середине 1950-х Центральное разведывательное управление США финансировало мятеж племени на земле, которая ныне частично входит в Тибетский автономный район, а частично – в соседние провинции КНР. Мятеж потерпел поражение, но США позже сделали шаг к признанию особого статуса Тибета. Они направили далай-ламе послание, где прямо говорилось о желании США признать право тибетского народа на самоопределение.
Этот курс нашел свое продолжение как во время первого срока президента США Дональда Трампа, так и в период, когда главой Белого дома был Джозеф Байден. Конгресс США принял закон, который подтверждал право тибетцев избирать своих религиозных лидеров. В одобренных Конгрессом актах указывалось, что вмешательство Пекина в процесс реинкарнации – «это явное нарушение принципа свободы религий».
В беседе с «НГ-дипкурьером» Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, отметила, что зарубежные наблюдатели обсуждают разные варианты реинкарнации. В том числе может быть и отбор преемника при жизни нынешнего далай-ламы. Китай твердо стоит за то, чтобы это делалось на его территории. А для Вашингтона при Трампе сейчас тибетский вопрос не находится на первом плане. У США и Китая есть более горячие темы для дискуссии.