Еврокомиссар по международному партнерству Йозеф Сикела подписал с президентом Киргизии Садыром Жапаровым ряд соглашений по совместным проектам. Фото с сайта www.president.kg
На 3–4 апреля 2025 года запланирован саммит «ЕС – Центральная Азия». В ходе мероприятия Брюссель рассчитывает обсудить широкий спектр вопросов, связанных с продвижением своих интересов в центральноазиатских странах. В фокусе внимания предстоящего саммита будут находиться вопросы энергетики, транспортных коридоров и климата. Завершиться он должен подписанием документов, которые определят дальнейшее развитие отношений Брюсселя со странами региона.
В последние годы ЕС проявлял к Центральной Азии повышенный интерес, предлагая странам региона различные варианты сотрудничества. ЕС исходил из долгосрочных интересов, продвигая в регионе энергетические и транспортные проекты. Транспортные коридоры должны способствовать вовлечению центральноазиатских стран в сферу интересов Запада и одновременно отсечь Россию от транспортных потоков. Исходя из подобных задач, ЕС проводил политику в Центральной Азии.
Несмотря на внешне схожие с США интересы, ЕС реализовывал самостоятельный курс в отношении Центральной Азии. В своей политике в регионе ЕС опирался на различные документы. В 2019 году была принята Стратегия ЕС в Центральной Азии, которая в последующие годы была дополнена многосторонними механизмами и инициативами, определяющими европейскую политику. Так, в 2021 году была предложена инициатива «Глобальные ворота», которая призвана диверсифицировать экономические отношения со странами региона и развивать новые логистические цепочки. В январе 2024 года европейский парламент принял резолюцию о Стратегии ЕС в Центральной Азии, в которой также отражены задачи европейской политики. Помимо этого с центральноазиатскими государствами были подписаны или велись переговоры об установлении расширенного партнерства. В рамках данных соглашений ЕС обсуждает широкий спектр проблем двустороннего взаимодействия.
В преддверии саммита, в марте текущего года страны региона посетил еврокомиссар по международному партнерству Йозеф Сикела. В ходе визита был согласован ряд документов с центральноазиатскими государствами. В частности, с Казахстаном было подписано соглашение о расширенном партнерстве. Стороны обсудили конкретные проекты, представляющие взаимный интерес. Речь шла о расширении двусторонних отношений и усилении регионального сотрудничества в таких областях как транспорт, зеленая энергетика, цифровизация, изменение климата. Также обсуждались поставки в ЕС критически важного сырья. Было подписано соглашение между Европейским союзом и Европейским банком реконструкции и развития по развитию проектов в сфере критически важных сырьевых материалов в Казахстане и Центральной Азии на сумму 3 млн евро. Документ предусматривает совместные проекты по созданию цепочек поставок критически важного сырья. Помимо этого было подписано соглашение между ЕС и Казахстаном, которое должно способствовать развитию транспорта и транспортных артерий. Для этого был заключен договор между Европейским инвестиционным банком и Банком развития Казахстана о предоставлении кредита на 200 млн евро.
В ходе переговоров еврокомиссара в других государствах Центральной Азии также были достигнуты договоренности, касающиеся разработки природных ресурсов, транспорта, водных ресурсов и изменения климата. ЕС рассчитывает, что сотрудничество со странами региона позволит в перспективе на равных конкурировать с Китаем и США, которые также усилили внимание к Центральной Азии и ее ресурсам.
На протяжении нескольких десятилетий в фокусе политики ЕС находились месторождения нефти и газа. Однако в последнее время в связи с развитием новых технологий в Центральной Азии уже развернулось острое соперничество между основными потребителями критически важных ресурсов, а также редкоземельных металлов. Россия, Китай, Запад заинтересованы контролировать месторождения редкоземельных металлов, которые уже в ближайшем будущем превратятся в мощнейший инструмент влияния на внешнюю политику других государств и будут создавать серьезные преимущества в экономическом развитии. Соответственно Брюссель уделяет особое внимание месторождениям редкоземельных металлов, которые расположены на территории стран Центральной Азии.
В 2020 году ЕС разработал документ «Устойчивость критически важного сырья: прокладывая путь к большей безопасности и устойчивости». В этом документе подчеркивалось, что критически важное сырье имеет большое значение для функционирования промышленности. Доступ к ресурсам является стратегическим вопросом безопасности для реализации амбиций Европы по обеспечению зеленой политики. Помимо этого делался вывод, что переход Европы к климатической нейтральности может заменить сегодняшнюю зависимость от ископаемого топлива и сырья, многие из которых мы получаем из-за границы и за которые глобальная конкуренция становится все более жесткой. Таким образом, в рамках экономической политики, направленной на укрепление позиций, ЕС усилил внимание к критически важным материалам. Затем активизация американской стороны побудила европейские страны вновь усилить внимание к редкоземельным металлам. В 2023 году ЕС принял закон «О критических сырьевых материалах». Документ был направлен на расширение доступа к месторождениям этого стратегического вида сырья и создание условий, которые бы позволили снизить риск сбоев поставок редкоземельных металлов.
В связи с поставленными задачами Запад активизировал усилия по поиску месторождений редкоземельных металлов в Центральной Азии. Основные усилия ЕС направлены на развитие отношений с такими странами как Казахстан, Киргизия и Таджикистан, в которых имеются различные месторождения. В свою очередь, страны Центральной Азии позитивно воспринимают активность западных государств, рассчитывая таким образом укрепить политические отношения и привлечь дополнительные инвестиции.
Большое значение ЕС придает вопросам развития транспортного сообщения с Центральной Азией. Формирование транспортных коридоров, которые бы обходили российскую территорию, призвано усилить зависимость региона от политики Брюсселя. Кроме этого, ЕС нацелен на решение геополитической задачи, направленной на установление торгово-экономических связей с Китаем. Исходя из этого, ЕС повышенное внимание уделяет модернизации транспортных коридоров, призванных укрепить взаимосвязанность между Казахстаном, Центральной Азией и ЕС, в частности, дальнейшему развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Ожидается, что на предстоящем саммите стороны будут обсуждать данный вопрос. Ранее ЕС заявлял о готовности инвестировать в инфраструктуру маршрута. В 2024 году Европейский инвестиционный банк подписал с властями Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана меморандум о выделении займов на 1,47 млрд евро, а Европейский банк реконструкции и развития – меморандум о взаимопонимании с Казахстаном по кредитной линии в 1,5 млрд евро.
Таким образом, ЕС стремится развивать транспортные коридоры и установить контроль над стратегическими активами в странах Центральной Азии. Для этого используются различные механизмы, в том числе и многосторонние встречи с лидерами стран региона. Предстоящий саммит должен подвести итог развития отношений Брюсселя с центральноазиатскими государствами в последние годы и наметить новые ориентиры для европейской политики. В свою очередь, заинтересованность стран Центральной Азии в привлечении зарубежных инвесторов объясняется отсутствием собственных кадров, оборудования и инвестиций, которые необходимы для развития национальных экономик. Данная ситуация устраивает Брюссель, который рассчитывает закрепить страны Центральной Азии в орбите своего влияния, отводя им роль поставщика природных ресурсов, в том числе и редкоземельных металлов.