0
1017
Газета Дипкурьер Печатная версия

09.02.2025 17:36:00

Исламабад не выпадет из китайской орбиты

Приняв президента Пакистана, Пекин подтвердил, что своих в беде не бросает

Владимир Скосырев

Об авторе: Владимир Александрович Скосырев – журналист-международник.

Тэги: пакистан, президент, асиф али зардари, визит, китай, стратегия в южной азии


пакистан, президент, асиф али зардари, визит, китай, стратегия в южной азии Асиф Али Зардари и Си Цзиньпин на встрече в Пекине подтвердили, что дружба между Пакистаном и Китаем нерушима. Фото Reuters

Президент Пакистана Асиф Али Зардари совершил пятидневную поездку в Китай. Судя по официальным заявлениям, в фокусе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Ли Цяном были торгово-экономические отношения, прокладка экономического коридора, идущего из Северо-Западного Китая к Индийскому океану, и обеспечение безопасности. Последняя проблема приобрела настолько острый характер, что китайские военные эксперты стали толковать о возможной отправке охранных отрядов для защиты инженеров и рабочих от нападений боевиков.

Эти фанатики, называющие себя борцами за интересы сограждан, проживающих в районах, богатых дорогостоящими минералами, базируются в основном в Афганистане и просачиваются через плохо охраняемую границу. На международных форумах Пекин выступает против иностранного военного вмешательства в дела других государств. Наступит ли Пекин на горло собственной песне и пошлет какие-то формирования к дружественному соседу? Вот в чем вопрос.

Пакистан стал опорой стратегии КНР в Южной Азии еще в 1962 году, когда между Китаем и Индией вспыхнула война, длившаяся около месяца и закончившаяся неудачей для индийцев. В этот территориальный спор косвенно были втянуты и внешние силы. Вашингтон на словах осуждал Китай, но ничем не помог, а Москва оказала Дели впоследствии реальную поддержку, начав поставки истребителей МиГ. Это и подтолкнуло Пекин сделать ставку на Пакистан.

Таков исторический фон. Естественно, официальные СМИ ни в Пекине, ни в Исламабаде об этом казусе, повлиявшем на китайско-пакистанские отношения, не упоминают. МИД Китая ограничился тем, что назвал визит Зардари государственным, подчеркнув, что гость удостоился чести быть принятым самим председателем КНР. Однако гонгонгская газета South China Morning Post без обиняков пишет, что президент Пакистана приезжал именно в тот момент, когда его страна подвергается двойному риску: не удается справиться с терроризмом, а рука внешних доноров, предоставляющих займы, оскудевает. В результате возникают сомнения в том, что многие китайские проекты, включающие создание инфраструктуры, портов, промышленных предприятий, в частности по выпуску китайских вооружений, будут завершены. То есть вызов брошен и китайской инициативе всемирного масштаба – «Пояс и путь».

Газета напоминает, что восемь месяцев назад в КНР приезжал премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф, и тогда тоже главной темой переговоров была защита объектов китайско-пакистанского сотрудничества от террористов.

А Зардари, хоть он представляет аристократический клан, соперничающий за влияние в стране с кланом премьера и его старшего брата, прибыв в КНР, сразу схватил быка за рога. Во время встречи с Си он подчеркнул, что дружба Пакистана с Китаем переживала и взлеты, и падения, но она никогда не будет подорвана атаками экстремистов на китайских граждан. Гость произнес эти слова почти как клятву.

«Пакистан и Китай всегда будут друзьями, друзьями в любую погоду. Независимо от того, как много страшных преступлений будет совершено, как много споров завяжется в мире, я буду стоять, пакистанский народ будет стоять за Китай», – сказал Зардари.

Хозяин своей репликой подбодрил гостя, но дал понять, что в межгосударственных отношениях эмоции излишни. Си указал, что китайско-пакистанские отношения укрепились благодаря строительству экономического коридора и кооперации в разных областях. Пекин, по словам Си, «желает работать с пакистанской стороной в целях модернизации обоих государств».

Чжу Юнбяо, профессор университета в городе Ланьчжоу на северо-западе КНР, говорит, что из-за «волатильности с поддержанием безопасности» в Пакистане странам-соседям необходимо тесно взаимодействовать. Он намекнул, что Китаю пора самому позаботиться о безопасности своих граждан.

Неизвестно, последует ли Пекин подобным рекомендациям. В совместном заявлении из 24 пунктов по итогам визита указано, что резолюция Генассамблеи ООН, принятая в первой половине прошлого столетия, сохраняет силу. Этот тезис подразумевает, что КНР поддерживает притязания Пакистана на индийскую часть Кашмира.  Напомним, что Индия и Пакистан трижды вступали в схватку из-за Кашмира. Да и сегодня вдоль линии разграничения происходят столкновения.

Что касается атак экстремистов на китайских граждан, то в документе говорится, что стороны будут бороться с любыми формами терроризма решительно и неотступно. Пакистанская сторона будет продолжать расследование нападений террористов на китайский персонал, чтобы привлечь преступников к ответу. Китай высоко оценил усилия и мужество пакистанских воинов, дающих отпор террористам. Пекин желает оказывать помощь Пакистану в укреплении сил, противостоящих врагу.

В беседе с «НГ-Дипкурьер» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Подразделения силовых структур Пакистана могли получать специальную помощь от Китая в плане тренировок и оснащения. Но сами китайцы воздерживались от прямого участия в столкновениях. Есть соглашение 2016 года между Пакистаном, Таджикистаном и Афганистаном о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Процедура, предусмотренная этим документом, позволяет силовым структурам заходить на сопредельную территорию с согласия принимающей стороны, проводить патрулирование и преследовать террористов. Подобные мероприятия китайцы проводили в Ваханском коридоре (узкой полосе местности в афганской провинции Бадахшан. – «НГ»). Есть какая-то форма их присутствия на территории Таджикистана. Впрочем, это присутствие, как и в случае с Пакистаном, недолгое. Брать на себя охрану китайцы не будут: это рискованно и может обернуться потерями в подразделениях».

Что же касается обеспечения безопасности на море, то в ближайшее время Народно-освободительная армия Китая направит в Пакистан два корабля для участия в маневрах «Мир-2025». По информации Минобороны КНР, планируется проведение учебных поисково-спасательных миссий и отработка скоординированных действий в области противовоздушной обороны. 



Читайте также


Искусственный интеллект спровоцировал передел зон влияния

Искусственный интеллект спровоцировал передел зон влияния

Анастасия Башкатова

Американские разработчики пошли на опережение: OpenAI заманивает Азию в свои нейросети

0
1601
Филиппины расплачиваются за дружбу с Китаем

Филиппины расплачиваются за дружбу с Китаем

Владимир Скосырев

Вице-президента Сару Дутерте могут убрать с политической сцены

0
1043
Геометрия геополитики: США–Россия–Китай

Геометрия геополитики: США–Россия–Китай

Михаил Емельянов

Нужно ли отвергать попытки Трампа восстановить отношения с Москвой

0
1381
Россия исполнила четыре желания Абхазии

Россия исполнила четыре желания Абхазии

Игорь Селезнёв

Участники госпереворота упускают победу

0
1952

Другие новости