Лорд Бертран Рассел оглашает 9 июля 1955 года в Лондоне Манифест Рассела–Эйнштейна, положившего начало Пагуошскому движению ученых за мир, разоружение и международную безопасность. Фото с сайта www.pugwash.org
35 лет тому назад, в конце декабря 1989 года, в издательстве «Прогресс» вышла уникальная, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, книга-диалог «Выживут ли земляне?».
Книга эта – итог раздумий политиков и ученых тогдашних Запада, Востока и Юга на тему: хватит ли у человечества коллективного ума, чтобы не уничтожить друг друга при помощи ядерного оружия во имя торжества собственных геополитических и идеологических амбиций или они будут выше их естественного чувства выживания?
Время тогда тоже было, как говорится, непростым, но луч надежды в конце тоннеля все-таки просматривался. В итоге путь диалога был признан единственно возможным, да и обанкротившаяся «система социализма» уже не могла претендовать на расширение своего влияния.
Но это стало ясно чуть позже, а в конце 1980-х миру грозил переход уже к космической гонке вооружений. Ситуация выглядела тревожной.
Правда, разница с сегодняшним днем была принципиальной. Тогда политики, действующие и бывшие, политологи делали все возможное, чтобы предотвратить беду. Ученые формулировали собственные идеи по спасению человечества, а не только поддакивали и восхищались мудростью своих лидеров. В сентябре 1988 года в черноморском Дагомысе даже прошло заседание исполнительного комитета Пагуошской конференции – независимого форума ученых, борющихся за мир. Еще в 1955 году в Манифесте Рассела–Эйнштейна были сформулированы требования ученых мира о неприменении ядерного оружия ни в каких целях. Эти идеи, которые отстаивали участники забытого ныне Пагуошского движения, разделялись и авторами книги. Ряд ученых различных взглядов различных политических систем (ситуация абсолютно немыслимая сегодня) высказали свои единые в целом позиции по проблемам будущего человечества, условий его выживания.
В число авторов проекта вошли член-корреспондент АН СССР Анатолий Громыко, будущий (на тот момент) генсек ООН Бутрос Бутрос-Гали, бывший министр обороны CША Роберт Макнамара, экс-президент Мексики Луис Эчеверриа и американский ученый из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Ричард Скляр.
Мне довелось, будучи одним из сопровождающих участников проекта, беседовать с некоторыми из них и проникнуться мироощущением этих людей, воспринимавших проблемы глобального характера как личную боль, требующую незамедлительного участия.
Уже в преамбуле книги отмечается, что настоящее и будущее человечества разъедаются живучестью культа силы в международных делах. Это путь в неизбежную пропасть, от которого человечество отделяют лишь исторические мгновения. Здесь необходимо понимать, что у других может быть собственное мнение и позиция, не совпадающая с твоей. Эта простая мысль, недоступная многим и сегодня, – один из коллективных выводов участников проекта. Другими словами – неизбежность гибели человечества в случае реализации политики «с позиций силы», навязывания своего мироощущения с ним несогласным.
Примитивный посыл «уважают только сильных» никак не годится в мировой политике XXI века. Решения нельзя принимать здесь в одиночку и на скорую руку некими «великими вождями». Они складываются из действий незаметных людей. «Любые крупные решения и великие дела состоят не из решений вождей, а из неизвестных подвигов и напряжения мудрости» (Ричард Скляр).
Очевидно сегодня и то, что личности, оказавшись на вершине власти, могут принести огромный вред всему миру (Ричард Скляр). Об этом же писал и Анатолий Громыко: «Опыт истории говорит о том, что интуиции и решениям «двоечников» доверять нельзя. Речь, естественно, не об отметках, которые мы получали в школе. А о типе личности, отмеченной печатью посредственности. Такая личность особенно опасна в политике. Она не в силах воспринимать меняющуюся со временем реальность и проявляет невероятную хватку в отстаивании традиционных представлений силовой политики, ведущих на деле в тупик».
Согласимся, что звучат эти мысли актуально и сегодня. Похоже, пройдя подобно библейскому вьючному животному полный круг, человечество вернулось в исходную точку к тем же вопросам конфронтации, пусть и на ином цивилизационном витке. А уже тогда звучала мысль о недопустимости ситуации, когда ядерная война может начаться простым нажатием кнопки одного из неуравновешенных мировых лидеров (Луис Эчеверриа). Очевидно, что в этой ситуации «будущее мира должно определяться не решениями, принятыми единицами, а диалогом большинства с большинством, в конечном счете одной цивилизации с другой».
Провидчески звучат и другие тезисы участников проекта. «Любое современное общество, живущее под угрозой применения атомной бомбы, безусловно проголосовало бы за ее запрещение, в то время как правительства, повинуясь инстинкту власти и военной политики, как стояли так и будут стоять за производство этого оружия. Отсюда логический вывод о совершенствовании институтов власти и строительстве общества, основанного не на иллюзорных замыслах и фобиях его лидеров, а на диалоге различных сообществ, объединенных стремлением к мирной и креативной жизни его членов. Препятствие к этому – живучесть культа силы в мировых делах» (Анатолий Громыко).
Сегодня, когда человечество стоит на грани ядерной войны, что констатируется и мировыми лидерами, мысли мудрецов 1980-х звучат актуально, как и мысль о том, что выживание требует определенных усилий всего общества. Речь идет и о требовании к властям о забвении ничтожных обид и мелких счетов во имя общего выживания. Без этого не обойтись.
И еще одна мудрая цитата из той книги. «Легко уважать своего друга, товарища, с которым вместе вырос. Куда труднее понять незнакомого человека со всеми его идентичностями и особенностями. Это требует времени и терпения. Во сто крат больше терпения требует установление конструктивного диалога между народами» (Анатолий Громыко).
Эта простая истина очевидна как никогда.