Олаф Шольц готов вступить в конкурентную борьбу за пост канцлера в будущем правительстве ФРГ. Фото Reuters
6 ноября стало историческим днем не только для США, получивших «нового старого» президента, но и для ФРГ, у которой развалилась «светофорная» коалиция. Канцлер Олаф Шольц уволил министра финансов, председателя Свободной демократической партии (СвДП) Кристиана Линднера. После этого правительство покинули его партийные коллеги – министры юстиции и науки и образования. Глава Министерства цифровизации и транспорта предпочел выйти из партии и остаться на своем посту.
Относительно быстро «народные» партии в лице Социал-демократической (СДПГ) и основной парламентской оппозиции блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) согласовали дорожную карту проведения досрочных выборов. Президент Франк-Вальтер Штайнмайер выразил свою поддержку такого подхода.
16 декабря депутаты Бундестага примут решение о недоверии главе кабинета министров. 23 февраля 2025 года граждане Германии изберут новый состав нижней палаты парламента. Весной должно быть сформировано новое правительство. С высокой долей вероятности это сделают христианские демократы, их баварские партнеры и социал-демократы. Очередную «большую» коалицию возглавит ключевой кандидат на пост федерального канцлера, председатель ХДС Фридрих Мерц, «заместителем» которого станет аналогичный кандидат от СДПГ Шольц. Маловероятным, но тем не менее возможным, является черно-зеленый вариант с министром экономики и климата Робертом Хабеком в должности вице-канцлера.
«Светофорный» эксперимент, начавшийся в ноябре 2021 года и построенный на компромиссах, так и не был доведен до конца. Решения правительства об отказе в 2022 году от импорта российских энергоносителей, о выходе весной 2023-го из атомной энергетики и принудительном переходе отопления зданий на тепловые насосы привели к росту цен на электроэнергию. Возникла поликризисная ситуация, при которой происходит взаимодействие отдельных кризисов, усиливающих общий негативный макроэкономический эффект – геополитического, энергетического, миграционного, финансового. Они обусловили рецессию, снижение конкурентоспособности хозяйственно-политического пространства Германии, возникновение рисков его деиндустриализации – вывода производств в другие экономические локации, в первую очередь в США.
Следствием стало падение до минимальных уровней электоральной популярности партий коалиции и рост рейтинга оппозиционных сил, включая созданную в январе партию Сары Вагенкнехт. Итоги выборов в Европарламент и ландтаги трех восточногерманских земель подтвердили корректность данных демоскопических опросов.
На начало декабря партийно-политическая ситуация и перспективы ее развития выглядели следующим образом. Согласно прогнозам, на февральских выборах ХДС/ХСС может рассчитывать на более 30%, «Альтернатива для Германии» (АдГ) – более 20%, СДПГ – менее 20%, «Союз 90/Зеленые» – до 15%. «Альянс Сары Вагенкнехт» (АСВ), в отличие от левых и либералов, имеет хорошие шансы преодолеть 5-процентный барьер и пройти в Бундестаг. Две последние партии теоретически могли рассчитывать на прямые мандаты. АдГ в последующие годы предстояло оставаться нерукопожатной, оппозиционной, вынужденной отстаивать свой конституционный статус (в начале декабря она дистанцировалась от своей молодежной организации, признанной Федеральным ведомством по охране конституции «определенно экстремистской»).
По итогам досрочного голосования количество партий, вероятно, уменьшится с нынешних восьми до шести. Протестные АдГ и АСВ вполне могут рассчитывать от четверти до трети голосов в будущем Бундестаге. Важная роль будет принадлежать личной конкуренции Мерца, Хабека и Шольца.
При любом варианте – черно-красном или черно-зеленом – Германии предстоит получить очередной вариант правительственной коалиции, построенной на компромиссах и возглавляемых слабыми канцлером и его вице. Открытым остается вопрос о том, сможет ли союз сформировать с одной из партий правительство большинства.
С чем идут этаблированные партии на февральские выборы? ХДС/ХСС в своих предвыборных программных установках основное внимание уделяет снижению бюрократии, упрощению налоговой системы, поддержке традиционных отраслей промышленности (например, требование отмены запрета в ЕС двигателей внутреннего сгорания к 2035 году), а также вопросам укрепления национальной и европейской безопасности и обороны.
СДПГ «коней на переправе» не меняет. Главное – это социальная направленность. «Руководящие» тезисы были определены в позиционном документе, опубликованном еще в середине октября. Среди них: предоставление налоговых льгот инвесторам, снижение подоходного налога для абсолютного большинства налогоплательщиков, постепенное повышение минимальной заработной платы, введение субсидий на покупку электромобилей местного производства, пересмотр «долгового тормоза» для увеличения инвестиций в инфраструктуру, снижение тарифов на электроэнергию для производителей. «Союз 90/Зеленые» в середине ноября на партийном съезде обновил партийное руководство. Ключевым кандидатом на пост канцлера выбрали Хабека. Перемены привели к вступлению в партию нескольких тысяч новых членов, но не повлияли на ее рейтинг. Предвыборные приоритеты – традиционные: усиление мер по защите климата, ускоренный переход на возобновляемые источники энергии, увеличение инвестиций в инновации в энергетическом секторе, создание Европейского союза инфраструктуры.→
Изменения произошли и в руководстве СвДП. В отставку ушел ее генеральный секретарь, и 1 декабря стало известно, что этот пост займет бывший министр юстиции Марко Бушман. Ожидается, что он будет утвержден в этой должности на внеочередной партийной конференции 9 февраля 2025 года. Решение о выходе из коалиции, по всей видимости, принял заместитель председателя СвДП Вольфганг Кубикки. О том, что партия сделает это до очередного Рождества, он заявил уже вечером 22 сентября, когда стали известны результаты выборов в Бранденбурге, на которых она получила скандальные 0,8%. Линднер узнал об этом пост-фактум и был вынужден согласиться с этим спорным решением. Первоначально он постарался смягчить его, но потом полностью поддержал, решив, что «вынужденный и гордый» выход принесет пользу для партии и она гарантированно наберет заветные 5% в ходе досрочного голосования. Шольц сыграл на опережение, уволив Линднера и разрушив планы руководства. На предстоящих выборах либералы выступают за снижение бюрократии в ЕС и ФРГ, упрощение административных процедур для стимулирования бизнеса, поддержку цифровизации и инноваций, укрепление европейской обороны.
АдГ выходит на выборы под руководством своего ключевого кандидата сопредседателя партии Алис Вайдель. Основные предвыборные положения: реформа Евросоюза с акцентом на усиление суверенитета государств-членов, ужесточение миграционной политики, поддержка традиционных ценностей.
Левые требуют увеличить социальные и сократить военные расходы, поддержать социально уязвимые слои населения, гарантировать минимальный доход и повысить минимальную заработную плату, в этих целях ввести более высокие налоги на богатых и крупные корпорации, усилить меры по защите климата. Вышедший из этой партии АСВ видит свои конкурентные преимущества в критике текущей экономической политики Германии, особенно «зеленого» курса и высоких цен на энергию, требовании продвигать социальную справедливость и переходить к «управляемой миграции», направленной на удовлетворение потребностей немецкого рынка труда, но с усилением контроля границ.
При новом правительстве в экономике возможны определенные позитивные изменения. У ХДС/ХСС в целом есть понимание путей продолжения основных реформ, начатых предшественниками в 2023–2024 годах. Многие принятые законопроекты предстоит освободить от «госплановской зеленой нагрузки» и уточнить с ведущими группами предпринимательских интересов конкретные механизмы реализации. Камнем преткновения будет финансовая сфера в первую очередь, введенный в 2009 году Ангелой Меркель не бесспорный регулятивный «долговой тормоз». Вероятно, он будет ослаблен. Это позволит реализовать и социальную составляющую деятельности будущей коалиции, которая, не исключено, будет избавлена о гражданского пособия.
Во внешнеполитической сфере возможен возврат к относительно взвешенной и «разумной» политике по ряду направлений. Центр тяжести может вновь переместиться из МИД в Ведомство федерального канцлера. Это сделает более конструктивной и содержательной политику в отношении Китая, которую Анналена Бербок в последние два года последовательно разрушала, а Шольц пытался восстанавливать.
Наверняка упрочится трансатлантический вектор. Мерц – сторонник укрепления сотрудничества с США в сфере безопасности – как по линии НАТО, так и в отношении украинского конфликта. С экономическим взаимодействием ситуация гораздо сложнее – «отступать на этом фронте» Германии некуда. В любом случае в части трансатлантизма могут возникнуть проблемы в рамках германо-французского тандема. Здесь позиции двух европейских лидеров не совпадают. Берлину предстоит поработать над улучшением отношений с Польшей и в целом с Вишеградской четверкой. Не исключено, что больше внимания Мерц будет уделять Балтийско-Скандинавскому макрорегиону.
Не следует ожидать каких-либо изменений в германо-российских отношениях. Максимум, на что можно рассчитывать, – это их стабилизация на том нижайшем уровне, на который они скатились к концу 2024 года. Однако это не означает, что: а) очередное дно не будет пробито; б) Москва должна отказаться от попыток в определенных нишах предпринимать попытки их постепенного улучшения вопреки политике Берлина.