0
14606
Газета Дипкурьер Печатная версия

24.11.2024 18:16:00

47-й президент США укажет Латинской Америке ее место

Особенно острым в отношениях Вашингтона с южными соседями будет миграционный вопрос

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Тэги: сша, трамп, команда, латинская амрика, политика, миграционный вопрос, брикс


сша, трамп, команда, латинская амрика, политика, миграционный вопрос, брикс Жесткую политику в отношении Латинской Америки Дональду Трампу поможет проводить, в случае утверждения на пост госсекретаря, Марко Рубио. Фото Reuters

Приход нового президента к власти в США напрямую скажется на ближайших их соседях – странах Латинской Америки и Карибов. Причем это будут даже не столько чисто политические последствия, сколько необходимость самим латиноамериканцам пересмотреть свои отношения как с Соединенными Штатами, так и в глобальном плане. И хотя регион ждут весьма непростые времена после смены караула в Белом доме, у него все же есть шанс стать более независимым от традиционного влияния там внешнеполитических интересов США.

Сама Латинская Америка в ноябре подняла свой внешнеполитический имидж на уровень влиятельного и значимого игрока в международных делах. Сначала в Перу прошел саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где ключевую роль играли китайцы с предложениями новых инвестиций. Затем – саммит «большой двадцатки» в Бразилии, где внимание было сосредоточено на борьбе с бедностью и реформе глобальных институтов управления. Показательно, что на этих форумах присутствовал в последний раз президент США Джозеф Байден, что продемонстрировало интерес американцев к сохранению влияния в Западном полушарии.

Насколько страны Латинской Америки выиграют от смены власти в Вашингтоне и что администрация Дональда Трампа намеревается делать в регионе с января будущего года? В самой Латинской Америке нынче своих проблем накопилось немало, и их решение для президентов стран региона куда важнее, чем как можно скорее идти на «политический поклон» Белому дому и его старому-новому хозяину. Так, в Мексике новый президент будет пытаться протолкнуть весьма спорную конституционную реформу. В Боливии сохранится политическая нестабильность в канун новых президентских выборов.

Большая часть латиноамериканских стран не признает результаты президентских выборов в Венесуэле и не считает Николаса Мадуро законным главой государства. В конце ноября проходит второй тур президентских выборов в Уругвае, в результате чего к власти там могут прийти силы, весьма скептически относящиеся к тем внешнеполитическим постулатам, которые будет предлагать континенту новоизбранный президент США.

Между тем для всех стран Западного полушария смена власти в Вашингтоне важна прежде всего с экономической точки зрения. К примеру, для стран Центральной Америки торговля с США превышает 70–75% их общих показателей, а денежные переводы работающих в Соединенных Штатах мигрантов составляют по разным странам от 30 до 40% национального бюджета.

Несмотря на то что Китай по многим показателям обогнал США в качестве главного торгового и инвестиционного партнера стран континента, именно американский рынок остается для них главным как по поставкам сырья и сельскохозяйственной продукции, так и приобретению товаров и технологий. Хотя влияние крупных американских компаний за последние годы в Латинской Америке и на Карибах снизилось, оно все еще весьма существенно и при новом президенте США скорее всего будет иметь тенденцию к росту.

Особенно острым в отношениях США и стран Латинской Америки будет вопрос о нелегальной миграции. По-прежнему, несмотря на все трудности и препятствия, миллионы жителей Южной и Центральной Америки денно и нощно бредут в направлении именно мексиканско-американской границы, а не перебираются в Китай или Европу. Наслушавшись предвыборных обещаний от Трампа, будто он будет высылать всех нелегалов, как только вступит в должность, многие правительства стран региона уже готовят чрезвычайные планы по приему своих соотечественников в случае осуществления такой политики Белым домом.

Показательно, что новая американская администрация еще не разработала четкой логистической стратегии для отправки незаконных мигрантов в страны региона, но Трамп уже дал понять, что вопросы миграции он будет тесно связывать с экономикой и взаимоотношениями США с Латинской Америкой в сфере торговли. «Если они (то есть страны Латинской Америки) откажутся принимать высылаемых нами нелегалов, то я им скажу – что? Только попробуйте – и я закрою вам американский рынок для всех ваших товаров», – пообещал он в речи после победы на выборах.

Ощутимо «миграционный шок» со стороны Вашингтона ударит по таким странам, как Куба, Венесуэла, а также государствам Центральной Америки. Ведь если тысячи мигрантов будут высланы из США обратно на родину, их страны получат толпы новых безработных и резкое сокращение объемов денежных переводов.

Очень боятся латиноамериканцы (особенно это касается Мексики и стран Центральной Америки) резкого повышения тарифов и пошлин на свою продукцию, что Трамп намерен сделать ключевым инструментом «воспитания» государств региона. Он намерен действовать жестко, и руководство латиноамериканских стран хорошо помнит его отношение к ним в период первого президентского срока.

Повышенное внимание стоит уделить здесь Аргентине и Сальвадору, где у власти находятся руководители, полностью принимающие политику Трампа и всячески ее поддерживающие. Самый же верный трампист в Латинской Америке – бывший президент Бразилии Жаир Болсонару (а он настойчиво пытается вновь вернуться в большую политику), в президентском кабинете которого в свое время висел портрет Трампа даже после того, как тот проиграл выборы в 2020 году.

Что касается России, то для нее принципиально важно, какую политику будет проводить новая американская администрация в отношении союзников Москвы: Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, Боливии и частично Бразилии, с которой РФ тесно сотрудничает в рамках БРИКС. В своих предвыборных речах Трамп, кстати, обещал «навести порядок» в отношениях с теми государствами, которые имеют тесные связи с Россией, и вполне вероятно, что так оно и будет.

Кубе со стороны новой администрации Белого дома стоит ожидать и так более чем жесткой политики санкций и ограничений после назначения на пост госсекретаря Марко Рубио, крайне радикального политика кубинского происхождения. При этом она будет давить на всех тех, кто осмелится в регионе поддерживать с Гаваной экономические и торговые связи.

Много проблем будет и у Венесуэлы. Американцы не будут признавать президентом Мадуро, усилится санкционный режим, активно станут привлекаться к усилению изоляции венесуэльского руководства другие латиноамериканские государства. В этом США поможет не только жесткая политика Рубио, но и руководство Аргентины. Оно, помимо резкой критики Венесуэлы и Кубы, будет с помощью США играть роль главного сторонника Украины на континенте в ее конфликте с Россией.

Наверняка непросто будет официальному Каракасу, если Трамп начнет высылать пробравшихся в Америку сотни тысяч венесуэльцев. Это, кстати, может стать весьма эффективным рычагом для давления Вашингтона на Венесуэлу в плане допуска американских нефтедобывающих компаний в страну. И требований пересмотра результатов президентских выборов в июле нынешнего года.

Относительно Никарагуа новая администрация Белого дома будет занимать столь же жесткую позицию, как и ее предшественники, считая Даниэля Ортегу незаконно находящимся у власти диктатором.

Особый интерес будет вызывать политика США в отношении Бразилии. В РФ почему-то считается, что эта страна для Москвы чуть ли не самый надежный и важный партнер на континенте с учетом того, что это единственная страна, входящая в БРИКС и имеющая влияние на прием или недопуск любого другого желающего вступить в это объединение от Латинской Америки. Так вот, надо учитывать, что ключевые составляющие бразильской внешней политики все же направлены в сторону именно США, а не БРИКС и таковыми останутся после смены власти в Вашингтоне.

Поэтому для Москвы важно будет отслеживать, каким образом новая американская администрация станет строить свои отношения с Бразилиа и насколько она сможет мешать ей тесно взаимодействовать с Россией как на двустороннем уровне, так и в рамках БРИКС. А именно Бразилия в 2025 году будет председательствовать в этом объединении незападных государств. 


Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
1009
Байден готовит «прощальный удар» по России

Байден готовит «прощальный удар» по России

Юрий Паниев

Белый дом намерен ввести новые санкции против нефтяного экспорта РФ

0
1434
Иран и новые власти Сирии балансируют на грани конфликта

Иран и новые власти Сирии балансируют на грани конфликта

Геннадий Петров

Тегеран и Дамаск теперь не союзники, но еще не враги

0
1213
Офис губернатора Калифорнии разрабатывает программу помощи нелегальным мигрантам

Офис губернатора Калифорнии разрабатывает программу помощи нелегальным мигрантам

0
542

Другие новости