Лидер социал-демократов Вилия Блинкявичюте готова возглавить правительство Литвы в коалиции с другими партиями левого толка. Фото Reuters
В Литве состоялись очередные парламентские выборы, которые прошли в два тура: 13 и 27 октября. Второй тур понадобился для выявления победителей в тех одномандатных округах, где кандидаты не сумели набрать 50% голосов. Политическая борьба шла за 141 место в литовском парламенте – Сейме. Процедура выборов предполагает выборы по партийным спискам – 71 мандат и выборы в одномандатных округах – 70 мандатов.
По результатам обоих туров литовский электорат отверг находившуюся у власти партийную коалицию, возглавляемую партией «Союз отечества – христианские демократы» (СО-ХД), коалиционным партнером которой выступала Партия свободы. Именно отверг, так как СО-ХД потеряли в Сейме более 20 мест, а Партии свободы вообще не нашлось места в Сейме.
Электорат отдал предпочтение Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ), которая получила большинство в Сейме, правда относительное – более 50 мест. В литовском политическом ландшафте СДПЛ традиционно рассматривается как противовес партии СО-ХД. Социал-демократы позиционируют себя левоцентристами. СО-ХД считает своей вотчиной правый центризм.
Обе партии с обретения государственной самостоятельности Литвы в 1991 году доминируют в политической жизни страны вплоть до того, что некоторые наблюдатели склонны предполагать в Литве формирование своего рода двухпартийной системы при понимании того, что остальные партии выступают союзниками или партнерами СДПЛ или СО-ХД.
Образно выражаясь, можно было бы сказать, что политический маятник качнулся на этот раз в пользу СДПЛ. СО-ХД не проиграла выборы, а потерпела сокрушительное поражение. В результате Габриэлюс Ландсбергис покинул пост председателя СО-ХД и министра иностранных дел Литвы.
Другими словами, литовский электорат проголосовал за радикальные перемены. Можно понять так, что литовцы устали от военного психоза, пресытились украинской повесткой, не воодушевлены милитаризацией страны – все это составляло костяк политики СО-ХД.
Готова ли СДПЛ ответить на ожидания литовских избирателей? У социал-демократов глубокие исторические корни и давнишняя традиция социального отклика. С организационно-технической точки зрения социал-демократам необходима коалиция для формирования правительства. Наиболее вероятными партнерами считаются партия «Во имя Литвы» во главе с бывшим премьером Саулюсом Сквернялисом (14 мест) и «Союз крестьян и зеленых», возглавляемый политиком и бизнесменом Рамунасом Карбаускисом (восемь мест). Другие варианты не рассматриваются, и похоже, что обе партии готовы составить с СДПЛ коалицию.
Предвыборная программа СДПЛ составлена обстоятельно: более 50 страниц. Она фокусирует внимание на улучшении благосостояния населения. Однако в глубине документа обнаруживается небольшой фрагмент, посвященный национальной безопасности. Говорится о необходимости наращивания военных расходов до 3,5% ВВП (норматив НАТО – 2%). Предлагается озаботиться «агрессивностью» Китая. Россия же характеризуется как «империалистическая». Содержится призыв поддержать нынешнее украинское руководство.
В общем, возникает чувство недоумения. Оно присутствует и при ознакомлении пассажей о национальной безопасности в программе партии «Во имя Литвы», претендующей на коалиционного партнера СДПЛ по формированию правительства. В программе рассматривается идея создания военного контингента Литвы–Польши–США и размещения его в польской Сувалкии для защиты от эвентуального российского вторжения. Сувалкия размещается между Калининградской областью, Литвой и Белоруссией. Аналогичные подходы просматриваются и у партии «Союз крестьян и зеленых».
Может, воспринять изложенные моменты лишь как предвыборный маневр партий будущей коалиции? На эту мысль наводит то, что в период между первым и вторым турами парламентских выборов правительственная коалиция СО-ХД и Партии свободы сосредоточилась на том, что масштабно денонсировала правовые акты и соглашения, регулирующие отношения России и Литвы. То ли не были уверены, что новое правительство будет следовать русофобии, то ли хотели подчеркнуть свое лидерство в антироссийской деятельности.
Определенное прояснение указанных обстоятельств можно будет ожидать при обнародовании программы коалиции, которая должна учитывать интересы партнеров и содержать в более концентрированном виде цели будущего правительства.
Хочется надеяться, что СДПЛ откликнется на доверие электората так, чтобы население Литвы отошло от состояния военного психоза в связи с противопоставлением себя географическим соседям, имея в виду Россию и Белоруссию, и перешло к взаимовыгодному пограничному сотрудничеству.
Это был бы реальный вклад Вильнюса в новую архитектуру безопасности Европы. А также реальный отклик на призыв электората и на восстановление самостоятельности Литвы и в региональном, и в европейском плане. Окно возможностей открылось. И от социал-демократов зависит то, чтобы воспользоваться этой возможностью, а не пройти мимо, не поддаться угару увлечений русофобией и милитаризмом.
В целом перед будущим литовским правительством стоит дилемма. Либо направить или, точнее, продолжать направлять силы и средства на выполнение внешнеполитической повестки, инициируемой США и ЕС, или начать движение к нормализации ситуации в стране и вокруг нее.
Помимо политической воли и объективного восприятия необходимы источники финансирования. Пока источники финансирования благосостояния литовцев не просматриваются. Программные обязательства и установки ЕС и НАТО поглощают весь объем средств на поддержание в стране военного психоза.