В Тбилиси считают, что Ильхам Алиев хорошо понимает происходящее на Южном Кавказе. Фото с сайта www.president.az |
Поэтому было бы неплохо, чтобы коллеги из Армении не просто говорили о братских отношениях, но и активно изучали новейшую историю страны-соседа, дабы обойти стороной трагические события и влияние этих событий на грузинское общество. Общество, которое до сих пор не может оправиться от травм войны, отчасти потеряло надежду на «свет в конце тоннеля» (а именно так и презентовали вхождение в западные институты) и сейчас вынуждено учитывать болезненные геополитические и глобальные процессы. Как бы Армения из одной закрытой парадигмы «Россия нам поможет» не оказалась уже в протоптанной грузинами формуле «Запад нам поможет». Ни Армении, ни Грузии – ни Запад, ни Россия, ни Китай или какая-нибудь другая сверхдержава не поможет, поскольку помогать своему государству должны свои граждане и «приватизированные» институты, элиты. Институты и элиты, которые, к сожалению, зачастую служат своим политическим, финансовым и идеологическим интересам, а не обществу. Даже сотрудничество Анкары и Баку – это не филантропия первых в пользу последних, а рассчитанное на геополитические и глобальные сдвиги политическое решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, его команды.
Не надо заблуждаться, основы политики и международных отношений никуда не делись. За красивыми речами и заявлениями о любви и братстве, ценностях и жертвенности все будут пытаться получить максимальную выгоду и пользу, не по причине своего злого умысла, а по принципу защиты своих интересов и социально-экономических благ народа, части народа, элит. Поэтому Южный Кавказ как «малая шахматная доска» всегда был лакмусовой бумагой для более значительных игроков, таковым и остался и будет раздираем, если местные силы не осознают это и не начнут стремиться к установлению более-менее приемлемой данности. Грузинские элиты и большая часть общества долго приходили к этому осознанию, сейчас такой же процесс проходит в Армении. И кажется, что это отлично понимает президент Азербайджана Ильхам Алиев как человек из исторически и политически подкованной семьи. Интересы стран «малой шахматной доски» будут защищены лишь тогда, когда их представители начнут понимать правила игры и служить обществу, а не своим идеологическим грезам и интересам.
Главная мечта уже сравнительно малой части грузинского общества и элит, которая окончательно не сбылась, – это продвижение идей радикального прозападничества, то есть тотальной гегемонии Запада, в частности США; а также желание как-нибудь запрыгнуть в уходящий поезд западной интеграции НАТО/ЕС и достижения какого-то «конца истории» по принципу идей Френсиса Фукуямы. Эти же люди с ухмылкой говорят о конце гегемонии РФ на Южном Кавказе, забывая, что это не просто конец российской гегемонии в регионе, а в целом – конец эпохи гегемонии в целом. Международная политика и глобальные процессы перешли в период глобального и регионального доминирования, когда ни у одной из сторон нет сил для статуса гегемона, да и согласие со стороны всех тоже отсутствует. Концепт гегемонии стоит на двух основах – тотальное доминирование и согласие большинства игроков на это тотальное доминирование. Большая часть мирового населения не только осознавала военно-экономический потенциал Запада, особенно США, но и соглашалась с ней исходя из общего интереса. По сути, система позволяла получать блага всем – своеобразный «римский мир» (лат. Pax Romana). Сейчас Запад уже не в силах в одностороннем порядке вести мир; более того, уже отсутствует запрос на это. Появились новые центры влияния и альтернативы не только западной, но и российской мысли, например Китай, Индия, арабская цивилизация. На данный момент мы имеем доминирование Турции и России на Южном Кавказе, попытки Запада сохранить глобальное доминирование вместо гегемонии и медленное, но твердое осознание того, что Китай и Индия рано или поздно полностью изменят расстановку сил. Определенные ростки окончательной эмансипации и нахождения себя показывают арабские государства, которые могли бы предложить новую цивилизационную модель в целом. Многополярность делает глобальную политику более рискованной и конфликтной, но в то же время позволяет постоянно растущему населению избавиться от «неизбежности» западной модели развития или же уже пройденного противостояния двух вариантов опять же западной философии – капитализма против коммунизма.
Подытоживая, государства «малой шахматной доски» должны завершить формирование суверенного мышления и использовать окончание эпохи гегемонии. Многополярность дает серьезные альтернативы, которые, если правильно использовать, могут позволить Азербайджану, Армении и Грузии построить наконец-то спокойный и свободный от «неизбежности» оккупации регион.