0
15226
Газета Дипкурьер Печатная версия

15.09.2024 19:05:00

Почему Мадрид не хочет портить отношения с Каракасом

Испания остро нуждается в венесуэльской нефти

Сергей Никитин

Об авторе: Сергей Александрович Никитин – эксперт по Латинской Америке.

Тэги: венесуэла, испания, политика, международные отношения


венесуэла, испания, политика, международные отношения Бывший председатель правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро обещает президенту Венесуэлы Николасу Мадуро навести мосты с Вашингтоном. Фото Reuters

После президентских выборов в Венесуэле, состоявшихся 28 июля, Национальный избирательный совет объявил победителем Николаса Мадуро, занимающего пост главы государства с 2013 года. И это несмотря на то, что триумф предрекали оппозиционному кандидату Эдмундо Гонсалесу, лидировавшему в опросах общественного мнения накануне выборов.

На Западе практически единодушно призвали к международному бойкоту Каракаса. Европейский союз пошел еще дальше и официально объявил Мадуро нелегитимным главой государства. Однако Мадрид повел себя по-иному и стал уклоняться от резких высказываний в адрес переизбранного на третий срок венесуэльского президента.

Американские и европейские эксперты незамедлительно обратили внимание на подобное поведение Испании. Молчание Мадрида их просто обескуражило. Особенно их удивила позиция бывшего председателя испанского правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, наблюдавшего за выборами в статусе международного наблюдателя. В недавнем интервью испанской радиостанции Radio La Pizarra он не только не осудил, но и попытался в какой-то мере оправдать Мадуро, обвинив западные страны в «предвзятости и одержимом желании обязательно закабалить Венесуэлу санкциями». Подобную позицию Запада он объяснил «пристрастными экономическими и политическими интересами».

В последнее время бывший испанский премьер вообще стал довольно часто наведываться в Венесуэлу. В связи с этим ряд европейских обозревателей задались вопросом, с какой целью он туда ездит, кто оплачивает эти поездки, в какой степени нынешний глава испанского правительства Педро Санчес вовлечен в челночные переговоры между Сапатеро и представителями Каракаса и почему Мадрид не придает огласке результаты подобных контактов.

И хотя официальный Мадрид открещивается от причастности к миссии Сапатеро, называя ее «частной и предпринимаемой по личной инициативе», журналистам из испанского электронного издания El Debate удалось заполучить подлинные, по их утверждениям, документы, согласно которым поездки экс-премьера в Венесуэлу финансирует испанское правительство. По их мнению, Санчес не может не быть в курсе вояжей бывшего главы правительства в Каракас хотя бы потому, что Сапатеро туда сопровождают агенты испанской Службы безопасности.

Ряд экспертов, включая аналитика Центра стратегических и международных исследований (США) Райана Берга, называют в качестве основной причины подобной позиции Мадрида острую нужду Испании в венесуэльской нефти. Конфликт в Украине заставил США и их союзников нарушить табу и возобновить контакты с режимом Мадуро, который до недавнего времени был их заклятым врагом. Основной целью подобной активности стало стремление хотя бы частично заместить российскую нефть венесуэльской. И после того как Вашингтон дал своей компании Chevron зеленый свет на сотрудничество с Каракасом в области добычи и импорта венесуэльской нефти, за ней выстроились в очередь и другие западные компании, включая итальянскую Eni и испанскую Repsol.

По мнению аналитика Международного центра политики и энергетики Техасского университета Хорхе Пиньона, в настоящее время Запад оказался в безвыходном положении и остро нуждается в венесуэльской нефти. Именно посредническая деятельность Сапатеро способствовала превращению Repsol в одного из основных поставщиков в Европу венесуэльских нефти и нефтепродуктов.

Не исключено, что с учетом огромной экономической выгоды на фоне глубокого экономического кризиса в Испании Repsol решила с оглядкой на Мадрид не прекращать свою деятельность в Венесуэле после выборов. Возможно, именно поэтому руководство испанской компании отказывается комментировать их итоги и перспективы своей деятельности в Венесуэле, особенно после того, как стало известно, что Вашингтон не будет принимать новых мер против иностранных компаний, ведущих там бизнес.

Вероятно, по этой же причине Мадрид поручил Сапатеро посодействовать нормализации внутриполитической ситуации в Венесуэле и даже предложил Каракасу приютить экс-кандидата в президенты Гонсалеса на испанской территории, дабы ничто и никто не препятствовали бизнесу Repsol. На условиях анонимности представитель испанских властей сообщил Reuters, что в начале сентября испанская делегация во главе с экс-премьером вела напряженные переговоры с венесуэльской стороной в течение недели. Их результатом стало согласие Каракаса не препятствовать выезду Гонсалеса, в отношении которого суд выдал ордер на арест по запросу прокуратуры, в Испанию.

Сотрудники посольств Нидерландов и Испании в Каракасе подтвердили, что после выборов Госалес, опасаясь за свои жизнь и свободу, обратился в дипломатические ведомства этих стран с просьбой предоставить ему политическое убежище. Испанская сторона решила этот вопрос положительно, и 7 сентября экс-кандидат в президенты Венесуэлы, разочаровав своих сторонников, вылетел в Мадрид на самолете ВВС Испании.

Что касается венесуэльской стороны, то она, похоже, не возражает против подобных обхаживаний со стороны Мадрида. Влиятельный политик Диосдадо Кабельо, которого в Венесуэле считают чуть ли не человеком номер два после самого Мадуро, заявил, что его страна может и готова превратиться в основного поставщика нефти в Европу. И единственным препятствием на этом пути, по его словам, служат санкции. Кабельо заверил, что венесуэльской нефти хватит на всю Европу. Однако европейцам и американцам следует полностью отменить все рестрикции.


Читайте также


Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
969
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
958
Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
1479
Хрупкая сделка ХАМАС и Израиля может быть сорвана

Хрупкая сделка ХАМАС и Израиля может быть сорвана

Геннадий Петров

Ряд политиков допускают скорое возобновление боевых действий

0
1693

Другие новости