Глава МИД Ёко Камикава призналась, что лично сообщила премьеру Фумио Кисиде о своем намерении баллотироваться. Фото Reuters |
Судя по всему, отставка руководителя партии и правительства была добровольно-принудительной, поскольку внутри ЛДП росло недовольство его деятельностью как рулевого партии, так и главы кабинета министров. Главным триггером политического харакири Кисиды явилось беспрецедентное обрушение имиджа ЛДП в глазах населения из-за громкого скандала, связанного с укрывательством партийными фракциями части средств, собранных для финансирования их политической деятельности.
Кроме того, за ЛДП тянется шлейф более раннего скандала, вызванного обнародованием порочных связей партийной и бюрократической верхушки с имеющей южнокорейские корни одиозной религиозной сектой – Церковью объединения. По опросам общественного мнения, народная поддержка ЛДП упала с более чем 50% в начале срока полномочий Кисиды до 30% к настоящему времени. Однако оппозиция в стране настолько слаба и разрознена, что ЛДП вряд ли потеряет власть в обозримом будущем.
Кисида заявил, что правящая партия должна продемонстрировать перемены. Он также взял на себя ответственность за то, что не справился с застарелой проблемой Японии под названием сэйдзи то канэ (политика и деньги). Кисида не назвал своего преемника, но призвал его проводить реформы и пообещал быть его верным «пехотинцем». Сам он тоже предпринял некоторые попытки в этом отношении. В частности, добился роспуска фракций в ЛДП, которые служили ее опорно-двигательным аппаратом и одновременно источником коррупции в ней. В ЛДП фракции традиционно контролировали денежные средства и кадровые перестановки, а председатель партии избирался на основе стратегических альянсов и расколов этих фракционных сил. По инициативе Кисиды был пересмотрен Закон о контроле за политическим средствами, правда многие лазейки в нем остались нетронутыми.
Девять деятелей ЛДП официально выдвинули свои кандидатуры на пост руководителя партии, что является рекордом. Опросы показывают, что наиболее вероятными победителями являются Синдзиро Коидзуми, бывший министр окружающей среды и сын экс-премьера Дзюнъитиро Коидзуми, министр цифровой информации Таро Коно, а также ветеран партии и политический тяжеловес, бывший министр обороны Сигэру Исиба, который будет баллотироваться на этот пост пятый раз.
Кроме того, в лидерах значатся женщины – министр экономической безопасности Санаэ Такаити, деятель консервативного толка и ястреб во внешней политике. 11 сентября к ней присоединилась действующий министр иностранных дел Ёко Камикава.
Все кандидаты наперегонки обещают провести всяческие реформы, обновить правящую ЛДП и повысить доверие к ней народа. Диапазон лозунгов простирается от обещаний улучшить все и вся до весьма нетривиальных идей, вроде призыва Коно к обзаведению Японией атомными подводными лодками. Однако разброд и шатания в верхах ЛДП, вызванные скандалами и уходом Кисиды, а также лихорадка и напряженность избирательной кампании делают исход выборов непредсказуемым. Весьма вероятно, что для выявления победителя понадобится второй тур, который будет проведен в тот же день. Однако, кто бы ни встал у руля партии и государства, ему придется решать сложные политические и социально-экономические вопросы, доставшиеся в наследство от Кисиды, в том числе такие долгоиграющие, как старение населения и его сокращение, низкая рождаемость, нехватка рабочей силы и др.
Сам Кисида как мог боролся с проблемами по мере их поступления. Хотя вряд ли это заслуга Кисиды, при нем Япония избавилась от дефляции и пережила бум на фондовых рынках (а в последние недели и спад). Выбранный им на пост главы Центрального банка Кадзуо Уэда руководил отходом от нетрадиционной денежно-кредитной политики. Однако попытки Кисиды выработать собственную экономическую повестку потерпели неудачу. Призыв к «Новому капитализму», с которым он три года назад пришел к власти, так и остался на бумаге. Своему преемнику Кисида передает рост потребительских цен, слабую иену и вялый экономический рост. Ни на шаг он не продвинулся и в деле пересмотра мирной Конституции в целях легализации японских Сил самообороны в качестве полноценной армии.
Как опытный дипломат, самый заметный след Кисида оставляет в сфере внешней политики и безопасности. За счет них он зачастую пытался компенсировать свои провалы на внутреннем фронте. Под его руководством Япония пошла по пути резкого наращивания военного потенциала и всемерного укрепления альянса с США. Принятая в декабре 2022 года новая Стратегия национальной безопасности предусматривает удвоение военного бюджета (до 2% ВВП) к 2027 году и обзаведение мощным наступательным потенциалом вопреки духу все той же мирной Конституции. «Изюминкой» указанной стратегии является концепция нанесения в случае необходимости контрудара (точнее, превентивного удара) по базам на территории противника, под которым подразумеваются Китай, Северная Корея и Россия. Немало политических очков Кисида заработал на проведении саммита G7 в своей родной Хиросиме в мае 2023 года. Его лейтмотивом было военное сдерживание главных с точки зрения коллективного Запада нарушителей существующего мирового порядка – Китая и России.
Тесные личные контакты и регулярные встречи с президентом США Джозефом Байденом позволили Кисиде вознести роль японо-американского альянса с регионального до глобального уровня. «Выдающимся успехом» Кисиды на международной ниве считается улучшение отношений Японии с Южной Кореей. Благодаря совместным усилиям с прояпонски настроенным президентом Юн Сок Ёлем были заметены под ковер (надолго ли?) острые двусторонние проблемы, уходящие корнями в колониальное прошлое Японии на Корейском полуострове. Все это вылилось в создание в августе 2023 года в Кэмп-Дэвиде «дальневосточной Антанты» в составе Японии, США и Южной Кореи.
Кисида активно содействовал Байдену в поддержании и создании других альянсов в АТР с антикитайской подкладкой, таких как «Четверка» (QUAD), а также треугольник Япония–США–Филиппины. Не случайно лебединой песней Кисиды на международную тему стали недавний визит в Сеул и намеченная на конец сентября поездка в США. Там он примет участие в очередном саммите QUAD и проведет прощальную встречу с Байденом.
Особое место во внешней стратегии Кисиды занимает налаживание тесных отношений Японии с НАТО под раскручиваемым им лозунгом «сегодняшняя Украина завтра может стать Восточной Азией». Этим он сумел заразить генсека НАТО Йенса Столтенберга, и теперь Токио и Брюссель намерены координировать свои усилия в противодействии России и Китаю.
Последнего в Токио позиционируют как главную угрозу своей безопасности. Несмотря на попытки администрации Кисиды улучшить отношения со своим важным торговым партнером, японо-китайские отношения остаются ледяными. Провалом закончились и потуги Кисиды наладить диалог с руководителем КНДР Ким Чен Ыном с целью прояснения судеб японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами еще в прошлом веке.
Во многом Кисида преуспел на антироссийском направлении. Российско-японские отношения испытали откат еще в доковидные времена, после того как потерпели крах попытки премьер-министра Синдзо Абэ найти компромиссное решение территориального спора по поводу Южных Курил с последующим заключением мирного договора на основе выстраивания доверительных отношений с президентом РФ Владимиром Путиным. Что не одобрял Кисида, бывший у Абэ министром иностранных дел. Начало Россией СВО в Украине дало повод Кисиде начать реализовывать собственное бескомпромиссное видение отношений с Россией, включающее получение всех четырех южнокурильских островов.
Уже 25 февраля 2022 года Кисида объявил о введении Японией экономических санкций против России. Последовавший вал санкций и множества разнокалиберных репрессалий, а также массированная финансовая и даже косвенная военная поддержка Киева (Токио взялся поставлять зенитные ракеты Patriot Вашингтону взамен отправляемых им на Украину) не могли не вызвать ответную реакцию. Наряду с зеркальными шагами (высылка дипломатов и др.) Кисида получил прекращение переговоров о мирном договоре и совместном освоении спорных островов, отмену безвизовых обменов с ними, а кроме того – укрепление военного сотрудничества Москвы с Пекином и Пхеньяном, что очень не нравится Токио. В итоге российско-японские отношения оказались загнанными в тупик.
Гиперактивная антироссийская деятельность правящих кругов Японии в тесной координации с США и НАТО наводит на мысль о том, что в Токио, так же как в Вашингтоне и Брюсселе, делают ставку на стратегическое поражение России в Украине и соответственно смену российского «правящего режима». После чего можно будет с чистого листа возобновить переговоры с Москвой о заключении мирного договора на основе решения спора по поводу Южных Курил.