Российские миротворцы продолжают поддерживать мир на Днестре. Фото с сайта www.mopmr.gospmr.org
По мере того как в Европе все больше признаков возможного начала новой мировой войны, тем большую роль объективно начинает играть бывшая Молдавская ССР, в 1990 году распавшаяся на собственно Республику Молдова (РМ), Приднестровскую молдавскую республику (непризнанную ПМР. – «НГ») и Гагаузскую Республику, ставшую в 1994 году в результате компромисса автономией в составе Молдовы. Сейчас, в 2024 году, стало очевидным: Кишинев усиливает и форсирует давление на Приднестровье и Гагаузию по всем направлениям. А значит, правомерен вопрос: возможен ли в нынешнем году или в начале следующего новый региональный кризис?
Мы поступили бы опрометчиво, если бы сказали, что молдавская власть сама рвется в бой, желая силой оружия сокрушить Приднестровье, Гагаузию и молдавскую оппозицию. Внешне этого нет. Более того, руководящие деятели режима постоянно заявляют, что намерены урегулировать молдавско-приднестровские отношения исключительно мирным путем. Этому есть рациональные объяснения: в Кишиневе реально оценивают силу и размеры Молдовы и понимают, что, если Национальная армия РМ и полицейские силы атакуют Приднестровье с находящимися там остатками 14-й российской армии и миротворцами РФ, из России «прилетит» по полной программе. Да и сами приднестровцы сдаваться не будут.
Но кишиневский режим несамостоятелен, а потому встроен в общую антироссийскую стратегию США, Европейского союза, НАТО и Румынии. Отношения же их с Кремлем в последние дни иначе, чем предвоенными, не назовешь. К этому ведет многое, что является темой другой статьи. Мы лишь выделим продолжающиеся без перерыва с начала 2023 года совместные военные учения Национальной Армии Молдовы с западными и румынскими военными.
Последний пример. С 17 по 28 июня 2024-го в Молдове пройдут очередные учения «Щит мира – 2024». Сообщается: в связи с учениями в июне произойдет несколько перебросок технических подразделений армии из мест постоянной дислокации в учебные центры по национальным дорогам. Учения, как обычно, многонациональны.
Военные игры накладываются на две памятные даты. Первая – это годовщина битвы за Бендеры, когда кишиневские войска напали на этот приднестровский город 19 июня 1992 года. По сей день это кровоточащая рана в душе практически каждого приднестровца. Вторая – это день воссоединения Бессарабии (Правобережья Днестра) с Советским Союзом 28 июня 1940 года, когда Красная армия освободила междуречье Прута и Днестра от длившейся с 1918 года румынской оккупации.
Теперь, судя по всему, бывшей советской Молдавии вновь готовят участь румынской провинции.
В Приднестровье внимательно отслеживают ситуацию. Так, сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Олег Беляков, контролирующей ситуацию в Зоне безопасности (районе бывших боевых действий), заявил: «Молдавская сторона не прекращает свои военные занятия. В том числе вблизи Зоны безопасности. Туда по-прежнему привлекаются миротворческие батальоны, другие контингенты силовых структур РМ и т.д. У людей есть определенная ассоциация и воспоминания, связанные с событиями 1992 года. Сами учения начинаются 17 июня, а траурные мероприятия в Бендерах 19 июня, это все вызывает определенное сопоставление и вопрос: к чему все-таки Молдова готовится?»
Сопоставим это с постоянными отработками на молдавском полигоне в Бульбоаке (недалеко от приднестровской границы) штурма городов войсками РМ при участии западных инструкторов, и мы получаем схему атаки частями Молдовы Приднестровской молдавской республики с целью оккупации и ликвидации государственности ПМР.
А пока идет работа по целенаправленному разрушению экономик Приднестровья и Гагаузии. В Кишиневе задумали комбинацию, которая призвана остановить работу Молдавского металлургического завода (ММЗ) в приднестровском городе Рыбница. Вопреки всем правилам рыночной экономики кишиневская диктатура проталкивает идею создать фирму-монополию, которая (единственная в Молдове) будет обладать правом продавать заводу, являющемуся одним из важнейших бюджетообразующих предприятий в ПМР, металлолом для выпуска готовой продукции. Сейчас завод снабжается ломом десятками фирм из ряда стран. Об этом уже сообщали СМИ.
На первом этапе, судя по всему, на ММЗ кишиневский режим желает подзаработать за счет высоких цен на лом. На втором этапе станет ясно, что из-за высоких цен на лом заводу трудно будет сбывать свою продукцию, стоимость которой также взлетит. Важное для Приднестровья предприятие рискует остановиться, что может привести к недопоступлению выплат в приднестровский бюджет и увольнению сотен людей.
Таким образом, сознательно провоцируется гуманитарная катастрофа и социальный взрыв, который, по мнению кукловодов, стоящих за кишиневскими исполнителями, должен привести к сносу Приднестровского государства, фактической капитуляции ПМР и вхождению республики в состав унитарной Молдовы.
Фирмы из Молдовы и даже Румынии уже начали открыто протестовать против этого сумасшествия, указывая на абсурдность «монополистической» инициативы. А между тем должностные лица в Кишиневе открыто заявляют: задумка изначально направлена против ММЗ для «пополнения бюджета Молдовы».
Фактически власти Молдовы открыто объявили Приднестровью экономическую войну. Это лишний раз доказывает, что с Приднестровьем решили покончить на рубеже 2024–2025 годов.
С Гагаузией – тоже. Только там власти РМ действуют через все новые налоги.
За последний год Гагаузская автономия превратилась для Кишинева в раздражитель – не меньший, чем Приднестровье. С момента избрания башканом Гагаузии сторонницы дружбы и тесного сотрудничества с Россией Евгении Гуцул обе ветви власти и гражданское общество автономии начали решительно выступать против антироссийской политики администрации президента РМ Майи Санду. Башкан совершила несколько визитов в Россию, встретившись с президентом РФ Владимиром Путиным, главой МИД РФ Сергеем Лавровым, руководителем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, рядом региональных управленцев, побывав на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
В Москве было проведено несколько мероприятий пророссийского предвыборного блока «Победа», сформированного под эгидой известного молдавского бизнесмена Илана Шора, башкана Гагаузии Евгении Гуцул, депутатов парламента Молдовы Марины Таубер и Василия Боли, а также некоторых других политиков.
Недавно в Москве прошел съезд «Победы», на который должны были приехать несколько тысяч человек. Около 1 тыс. делегатов не были выпущены из Молдовы под разными предлогами, но все равно форум получился мощным. Кишиневский режим был напуган огромным количеством сторонников дружбы и даже союза Молдовы с Россией, а также противников «европейской интеграции». Тем более что все понимают: евроинтеграция будет реализована в форме поглощения Молдовы Румынией, в чем практически мало кто в РМ сомневается.
13 и14 июня прошли в Молдове на грани фола. Для посадки в Кишиневском аэропорту не был допущен авиалайнер компании FlyOne. Самолет из Еревана должен был доставить ряд молдавских оппозиционеров, которые, если судить по данным некоторых СМИ, участвовали в московском съезде блока «Победа». А прямого сообщения между Кишиневом и Москвой нет. Итог – самолет из Еревана так и не попал в РМ. А те делегаты съезда «Победы», которые добрались до молдавской столицы иными рейсами, задерживались на несколько часов, подвергаясь унизительным допросам.
14 июня коллективный Запад сделал стратегический ход на шахматной доске бывшей Молдавской ССР. Объявлено, что 25 июня стартуют переговоры о вступлении Республики Молдова в Евросоюз. Под РМ американцы, европейцы и румыны подразумевают всю экс-советскую Молдавию. Часть руководителей Молдовы, включая Майю Санду, готова вступить в Евросоюз (или слиться с Румынией) без Приднестровья, но западники настаивают на одновременном вступлении обоих берегов Днестра. Им нужно избавиться от российского присутствия в ПМР, а саму ПМР ликвидировать. Не факт, что для этого избран именно военный путь, но в самом намерении сомнений мало.
Чтобы приступить к решающей схватке за превращение бывшей МССР в одну из сражающихся с Россией стран, западникам, и особенно румынам, нужно сохранить у власти в Кишиневе Санду, а заодно добиться одобрения на референдуме 20 октября курса на вступление Молдовы в ЕС. Значит, ситуация будет накаляться. До 20 октября скорее всего по обе стороны Днестра будет шаткий, но все же мир. Срывать выборы и референдум кишиневскому режиму резона нет. Что будет дальше, увидим.
Тирасполь