Канцлер Олаф Шольц и министр обороны Борис Писториус выступают исключительно за военные варианты решения украинского конфликта. Фото Reuters
Первый квартал текущего года позволяет подвести актуальные итоги германо-российских отношений. 2023-й стал годом их дальнейшего ухудшения во всех сферах, в первую очередь в политической и экономической. Весной в итоге инициативы главы МИД Анналены Бербок, поддержанной министром внутренних дел Нэнси Фезер, произошла взаимная высылка дипломатов, за которой летом последовало сокращение консульских учреждений – с пяти у каждого государства до одного.
В течение года в Германии не ослабевало давление на российский дипломатический корпус. Для немецких дипломатов условия работы в РФ почти не поменялись. Новый посол ФРГ Александер Граф Ламбсдорф (до этого занимал пост замглавы фракции Свободной демократической партии в Бундестаге) с осени 2023 года посылал сигналы о его готовности в условиях кризиса европейско-германо-российских отношений вести диалог с различными группами интересов в РФ. Но основным вектором официального Берлина осталась ориентация на конфронтацию с Москвой.
В начале 2024 года в ходе двух ведущих мировых форумов – по экономике (Давос, январь) и вопросам международной безопасности (Мюнхен, февраль) – участники из Германии продолжили наполнять антироссийскую повестку все новым негативным содержанием. В ходе февральского мероприятия этот негатив был катализирован известием о смерти Алексея Навального (внесен в РФ в список террористов и экстремистов) и выдвижением на первый план «борьбы с Москвой» Юлии Навальной. В начале марта критический настрой в ФРГ усилился в связи с обнародованием записи обсуждения офицерами Бундесвера вариантов уничтожения Крымского моста дальнобойными ракетами Taurus. На этом фоне накануне президентских выборов в РФ активизировался дипкорпус государств коллективного Запада в Москве, обозначившего свою готовность оказать неформальную поддержку оппозиционным настроениям в России. Брюссель в начале марта организовал демарш в виде отказа послов ведущих стран Евросоюза, включая Ламбсдорфа, встретиться с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
Канцлер Олаф Шольц с февраля 2024 года проявлял нордическое упорство в отказе от поставок упомянутых дальнобойных ракет, формально объясняя свою позицию рисками официального присутствия представителей Бундесвера на территории Украины, что могло бы превратить Германию из нынешнего субъекта прокси-войны в участника полномасштабной войны НАТО с РФ. В реальности канцлер в большей степени видит существенные риски в адекватных ответах Москвы (обозначенных Владимиром Путиным в своих выступлениях) на возможное использование Таurus против объектов на российской территории. Противники такой позиции как внутри ФРГ (включая наряду с оппозиционным блоком ХДС/ХСС представителей «Зеленых» и либералов), так и за ее пределами объясняют необходимость поставок чуть ли не одним из главных условий «спасения» Украины, которая без такого «вундерваффе» вряд ли сможет победить.
О рисках перехода конфликта в качественно новую стадию, включая его возможный перенос на территорию стран НАТО, основное немецкое экспертное сообщество предпочитает открыто не говорить. Важно, что в тени актуального дискурса остается такая же нордическая упертость канцлера в том, что Германия должна продолжать модернизацию Бундесвера и немецкого ВПК, поддерживать киевский режим «до победного конца», выделять для этого многомиллиардные суммы, оставаясь лидером среди европейских стран.
В этом вопросе Олаф Шольц и министр обороны Борис Писториус – «близнецы-братья», которые сегодня выступают исключительно за военные варианты решения конфликта. Любые попытки заявить об альтернативных – невоенных – путях (например, как это сделал в середине марта лидер фракции социал-демократов в Бундестаге Рольф Мютцених) вызывают неприятие и жесткую критику ведущих участников немецкого политического истеблишмента.
Понятно, что в такой атмосфере состояние и перспективы отношений Германии и России в первом квартале с.г. обсуждались в основном в контексте роли и места в них конфликта вокруг Украины. 15 марта в Берлине прошла очередная встреча ведущих представителей «Веймарского треугольника» – в этот раз канцлера Шольца, президента Франции Эмманюэля Макрона и премьера Польши Дональда Туска, которые достигли ряда относительно формальных договоренностей в части помощи Украине.
Встреча заслуживает пары ремарок. Для Макрона в условиях приближающихся выборов в Европейский парламент важно использовать внешний фактор – российскую угрозу – для противодействия своим основным внутренним политическим оппонентам. Он ведет себя, по образному выражению одной немецкой газеты, как «суррогатный монарх в централизованном государстве»: ему важно показать величие и лидерство Франции под его руководством в противостоянии с «грозным врагом». Заметим, что Макрон может обещать что угодно, провоцировать общественное мнение, но потом он нередко все «забывает» и возвращается к реалиям текущей политики.
Для Туска фактор Украины встроен во внешнеполитический контекст. Он позиционирует Польшу, с одной стороны, как государство – неформального лидера Вишеградской группы. С другой стороны – как международного субъекта, играющего в рамках украинского конфликта все более важную роль в отношениях с ФРГ, Францией, Британией, в европейском векторе НАТО и в конечном итоге с США. Неслучайно именно польско-германская инициатива, озвученная 19 марта во время встречи в ФРГ контактной группы по вопросам обороны Украины (формат «Рамштайн»), легла в основу создания коалиции по поставкам боевой техники ВСУ.
Шольц это прекрасно понимает и особых претензий к французскому и польскому коллегам, несмотря на ряд разногласий, не предъявляет. До сентября 2025 года канцлер продолжит играть роль компромиссного шеф-менеджера в откровенно слабой правительственной команде на фоне неустойчивых отношений с основными внешнеполитическими партнерами. Исключением здесь останется Россия – Шольц на сегодняшний день не готов к тому, чтобы начать поиск конструктивного и взаимоприемлемого компромисса с ней в рамках конфликта с коллективным Западом.
Несколько лучше по сравнению с политической выглядит экономическая сфера германо-российского взаимодействия. С одной стороны, по итогам 2023 года, согласно немецкой статистике, объем двусторонней торговли по сравнению с 2022-м сократился более чем в четыре раза – в основном за счет резкого падения поставок российских сырьевых товаров в ФРГ. Во многом это стало следствием очередных санкционных пакетов, подготовленных и принятых при активном участии Германии и Франции. Особенностью ограничительных мер ЕС стала их ориентация на вторичные санкции, а именно на жесткий контроль за попытками обхода ранее принятых рестрикций. При этом ФРГ в 2023 году осталась лидером среди стран ЕС по стоимостному объему товарного экспорта в РФ. В первом квартале 2024 года продолжилось его дальнейшее снижение. Не исключено, что по итогам года взаимная торговля достигнет нового минимума за последние 15 лет.
С другой стороны, несмотря на многочисленные проблемы, сохраняется инвестиционное взаимодействие ФРГ и РФ, но в основном за счет работы немецких малых и средних фирм в российских регионах (крупные компании ушли). Отечественному бизнесу в Германии в условиях жестких ограничений, негативного отношения со стороны государственных органов и СМИ грозит превращение в незначительную величину.
Что касается других сфер германо-российских отношений, то отмечу сохраняющийся туристический ручеек – российские граждане пока умудряются получать немецкие шенгенские визы и посещать ФРГ. Гораздо больше возможностей у граждан Германии для посещения России. Большинство из них ездят в Калининградскую область, которая в апреле станет центром проведения мероприятий, посвященных 300-летию Иммануила Канта.
Сохраняются контакты между активной частью гражданских обществ наших стран, в основном в онлайн-режиме: среди прочего проводятся круглые столы, на которых обсуждаются различные темы (например, их организует общество «Россия – Германия»). На индивидуальной основе (естественно, при поддержке руководства вузов) действует студенческий обмен, хотя и на минимальном уровне. Научные проекты и кооперация, как и прежде, заморожены, но отечественные исследователи продолжают комплексные политические, экономические, социально-культурные и исторические исследования Германии.
К сожалению, данный нами в сентябрьском выпуске «НГ-Дипкурьера» (см. номер от 03.09.23) прогноз остается в силе: в 2024–2025 годах никаких положительных сдвигов в германо-российских отношениях ожидать не следует. По-прежнему высока вероятность их дальнейшего ухудшения. Среди прочего это связано с крайне негативной позицией официального Берлина в отношении как предвыборной кампании, так и итогов выборов президента РФ.
Антироссийская тематика будет использоваться основными немецкими партиями и в ходе выборов в Европейский парламент. Германия продолжит активно поддерживать очередные санкционные пакеты Евросоюза, а также анализировать возможности передачи замороженных российских активов Киеву, поддержка которого останется приоритетом немецкой внешней политики на восточноевропейском направлении.