Приднестровье продолжает жить само по себе. Фото Reuters
14–15 декабря на саммите Европейского союза будет решаться вопрос: начнутся ли переговоры между Кишиневом и Брюсселем о вступлении Республики Молдова (РМ) в ЕС? По данным из европейских же источников, в декабре этот план могут зарубить, причем называется имя возможного «лесоруба»: нетрудно догадаться, что это премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Впрочем, могут быть и другие обладатели «секиры» в виде права вето – ведь в штаб-квартире ЕС решения принимаются консенсусом. Во всяком случае, пока…
Поговаривают, что ежели в декабре переговоры не стартуют, то уж в марте начнутся обязательно. Так успокаивают себя высшие молдавские руководители, ибо крах «великой кишиневской мечты» подрубит позиции президента РМ Майи Санду и всего ее прорумынского и прозападного окружения лучше, нежели все оппозиционные и российские СМИ вместе взятые, которые глава молдавского государства столь рьяно запрещает.
Но дело не только в этом. Начнутся переговоры или нет, а Приднестровская Молдавская республика (ПМР – непризнанная республика. – «НГ») в них участвовать не будет. Ни в переговорах по ЕС, ни в движении на Запад.
Судя по многочисленным высказываниям кишиневских руководителей, они изначально допускали такую возможность, а потому говорили в массмедиа о том, что вначале в Евросоюз вступит Молдова, а позднее – и Приднестровье.
Но было бы ошибкой считать, что Кишинев сосредоточится только на своих проблемах, а приднестровцев предоставит самим себе. Чтобы сделать Приднестровье сговорчивее, Кишинев взял курс на уничтожение приднестровской экономики. Или по крайней мере ее части. Так, три завода, включая знаменитый тираспольский «Электромаш», остановлены через блокировку их экспортной продукции.
Предложение по-деловому обсудить проблему и разблокировать работу заводов результатов не дали, хотя продукция этих предприятий шла в большой массе в Европу. А люди не могут без работы, они или уезжают, или переходят на другие заводы. Вымываются кадры, производственные мощности простаивают, бюджет недополучает деньги. На это и рассчитывают партнеры из США, ЕС и Румынии. А ПМР Запад однозначно расценивает как российский «опорник» в обозначенном регионе.
Не раз говорено было, и не только нами, что нынешнее руководство Молдовы попробует вывести страну из СНГ, а также разорвать дипломатические отношения с Россией. Это резко повысит ставки в вопросе «быть или не быть» жесткой конфронтации на Днестре. Правда, все может пойти и по умеренному, предсказуемому варианту: выяснилось, что с 31 декабря 2023 года правительство Молдовы не будет продлевать чрезвычайное положение, которое давало возможность обитателям кишиневского политического олимпа практически открыто и демонстративно попирать демократические права и свободы.
Неясно пока, что это: западники отмечают, что правящая группировка во главе с Майей Санду их дискредитирует, или она стала настолько одиозной в глазах Брюсселя, что ей стали подыскивать замену. Ранее мелькали вбросы о подготовке замены Санду еще более радикально настроенным спикером парламента Молдовы Игорем Гросу. Якобы он при получении установки с Запада пойдет на нагнетание напряженности в отношениях с Приднестровьем и Россией до такой черты, до которой не решится дойти Майя Григорьевна Санду.
Такая схема содержала изъяны, но выглядела в чем-то логично. Выбор первых лиц из одной команды помогал сохранить преемственность проводимой политики. А политика эта однозначна: националистическая диктатура внутри Молдовы и конфронтация с Россией на внешнеполитической арене. Ну и подавление Приднестровья.
Но последние недели внесли коррективы. Против правящей группировки и лично против Санду стал активно и жестко выступать бывший премьер-министр РМ, лидер Либерально-демократической партии РМ Владимир Филат. Он ни много ни мало обвинил президента и ее окружение в установлении диктатуры. По мнению экс-премьера, это подрывает привлекательность идеи европейской интеграции, дискредитирует ее. Любопытно, что в роли обвинителя выступает не оппонент власти с левого политического фланга, а ее правый коллега и, более того, открытый унионист, то бишь сторонник полного присоединения Молдовы к Румынии.
Что за этим может стоять?
Тут дело вот в чем. Применительно к Молдове у Запада и у Румынии всегда было два подхода. Первый – вполне обычный. Разматывается нить долгих переговоров о возможном вступлении «суверенной и независимой» Молдовы в Евросоюз. Проходят бесконечные саммиты, Кишинев браво рапортует о выполнении очередных «домашних заданий», западники придумывают новые. Наконец, ЕС в зависимости от своих интересов, а также по согласованию с Вашингтоном либо принимает РМ в свои ряды, либо «сливает» кандидата на вступление.
Второй подход интереснее. Он гласит, что если позиции России в Молдове и вокруг нее окрепнут, то могут собраться на совместное заседание парламенты РМ и Румынии, которые экстренно провозгласят объединение двух стран. В этом случае Молдова оказывается не только в ЕС, но и в НАТО. В Североатлантический блок нынешняя правящая кишиневская группировка, безусловно, хотела бы ввести Молдову, но прекрасно знает, что огромное большинство народа страны – решительно против. А слив в Румынию решает проблему: контроль над Молдовой переходит к Бухаресту, а руководство бывшей независимой РМ ни за что ответственности уже не несет. И вновь вопрос: какое место в этих вариантах уготовано Приднестровью?
Можно предположить, что радикальные западные «ястребы» желают уничтожения приднестровской государственности. Об этом знает Румыния, которая больше опирается на США, чем на ЕС. Если кризис в Молдове и вокруг нее начнет усугубляться, Румыния попытается прихватить для себя и ПМР.
Как этого избежать?
Во-первых, Москва и Тирасполь могли бы в совместной декларации указать, что любой унионистский проект изначально не может включать Приднестровье. Во-вторых, уже в ближайшее время во всех значимых сферах должно заработать прямое российско-приднестровское сотрудничество. В-третьих, Москва могла бы продекларировать, что потенциальный выход Молдовы из СНГ не только противоречит интересам большинства народа самой РМ, но и не распространяется изначально на Приднестровье, которое вполне может работать с СНГ через Россию – ядро Содружества. В-четвертых, необходимо укреплять сотрудничество РФ и ПМР по военной линии и подтвердить, как это бывало и ранее, что территорию Приднестровья Россия, случись такая необходимость, будет защищать, как свою собственную. В-пятых, Россия и Приднестровье могли бы совместно продекларировать, что не может быть никакого иного переговорного формата по урегулированию молдо-приднестровского конфликта, кроме формата «5+2». Напомним, что в этом формате ПМР и РМ – стороны конфликта; Россия и Украина – страны-посредники и гаранты; ОБСЕ – организация-гарант; США и ЕС – наблюдатели. Кишиневская власть хочет в последнее время затянуть в этот формат Румынию и исключить из него Россию. Но с этим не согласится Тирасполь.
Судя по всему, противники ПМР перешли к двуединому замыслу, призванному облегчить поглощение Приднестровья. Первая часть замысла – это внесение раскола между Россией и Приднестровьем. Вот что говорит американский политолог Владимир Сокор: «Стабильность на обоих берегах Днестра может быть обеспечена за счет эффективного сотрудничества Кишинева и Тирасполя без вмешательства России». Он конкретизирует: «Помощь России Приднестровскому региону постепенно сокращается. Россия больше не имеет прямой связи с Приднестровским регионом». Прием штампованный, но другого в запасе у кишиневских кураторов нет.
Вторая часть – это раскол и противостояние внутри самого Приднестровья, в частности, между регионами ПМР.
Провал надежд на начало переговоров о членстве Молдовы в ЕС ударит по позициям националистической диктатуры Кишинева, но не снимет проблему выживаемости ПМР. Снять ее может укрепление российско-приднестровского союза. «За гранью дружеских штыков» и в прямых отношениях с Москвой Приднестровье не только будет в безопасности, но и сможет спокойно жить, работать и развиваться.