Эмомали Рахмон посетил Москву с визитом. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr
Для президента Таджикистана Эмомали Рахмона 2023 год был насыщен зарубежными поездками. В марте и сентябре состоялись поездки в Нью-Йорк на водную сессию конференции ООН, на 78-ю сессию Генассамблеи ООН и встречу глав государств «Центральная Азия – США». В мае – в китайский Сиань на форум «Один пояс, один путь», в сентябре – в Германию на саммит лидеров стран Центральной Азии и ФРГ. В ноябре – в Эр-Рияд в Саудовской Аравии на два внеочередных саммита лидеров стран Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества. И это не считая встреч и визитов в странах дальнего зарубежья, в государствах СНГ и поездок по районам Таджикистана.
Нагрузка в поездках серьезная, тем более что должность президента Эмомали Рахмон занимает с 1994 года и может переизбираться неограниченное число раз. Единственной, пожалуй, большой радостью весной 2023 года было приобретение за 92 млн долл. у президента Мексики самолета Boeing 787–8 Dreamliner со всеми удобствами. Конечно же, считать деньги в чужом кармане неприлично, тем более что заплатить за Boeing могла частная структура, а как она использует самолет, это ее дело. В конце концов, самолет можно сдавать в аренду за деньги.
С президентом РФ Владимиром Путиным Эмомали Рахмон недавно встречался в Бишкеке – 13 октября на полях саммита глав стран СНГ. Там было заявлено, что в отношениях Москвы и Душанбе все идет по плану. Однако в середине ноября 2023 года Таджикистан внезапно столкнулся с дефицитом сжиженного газа (см. «НГ» от 16.11.23). Дело в том, что 15 ноября 2023 года Казахстан неожиданно ввел полный запрет на вывоз сжиженного природного газа (СПГ), а автотранспорт Таджикистана потребляет до 75% этого топлива, которое ввозится в основном из Казахстана.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал в мае с Эмомали Рахмоном «исторический документ», в котором две страны обязались «установить союзническое взаимодействие и воздерживаться от любых действий, наносящих ущерб стратегическому партнерству». Вероятно, Казахстан не мог заранее сообщить партнеру о приостановке поставок газа, поэтому рост цен на заправку автомобилей газом в Таджикистане стал настоящей неприятностью. Такой же неприятностью, как существенное снижение курса сомони (местная валюта), угроза возврата сотен тысяч трудовых мигрантов в республику, значительные долларовые интервенции Национального банка для спасения экономики и пятикратное превосходство импорта над экспортом.
По расчетам исследовательской компании Rystad Energy, занимающейся бизнес-аналитикой, производство СПГ в мире за 10 лет, до 2030 года, возрастет почти вдвое, и страны уже включились в гонку за занятие своей ниши на этом рынке. По сообщению «Российской газеты», в силу ряда причин рынок трубопроводного газа Европы потерян, и экспорт в 2023 году снизится на 90–120 млрд куб. м. Но как быть Таджикистану, где цена СПГ на заправку авто быстро выросла с 6 почти до 8 сомони и которому СПГ нужен был еще вчера?
После отказа Казахстана от поставок газа помочь Таджикистану могли бы партнеры по СНГ, но для этого потребовалось бы пересмотреть контракты, объемы продаж и логистику, поскольку много произведенного СПГ на крупных заводах уходит на экспорт. Еще более 10 заводов по производству СПГ находятся в стадии проектирования и строительства. А небольшие производства СПГ, такие как завод, построенный недавно в Ростовской области на отечественном оборудовании, введены с коротким плечом сбыта и предназначены для обеспечения газом нескольких небольших районов.
Вместе с этим эксперты заметили также публикацию в СМИ о подтверждении соответствия требованиям Евразийского союза трех пунктов автомобильного пропуска на таджикско-киргизской границе – «Кайрагач», «Кара-Мык» и «Бор-Добо». Эта публикация наряду с проблемами Таджикистана с СПГ, по-видимому, свидетельствовала о подготовке к вступлению Таджикистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Но с 2015 года Таджикистан воздерживался от этого шага, и оппоненты этой версии предполагали, что разрешение на вступление в это региональное объединение должен дать Китай. Поэтому наблюдающие за обстановкой эксперты и журналисты предположили, что в середине ноября для Таджикистана настал удобный момент для вступления в ЕАЭС. Тем более что Ереван попросил снять с повестки саммита ОДКБ 23 ноября документ о помощи Армении. Отказ Армении от участия в саммите военно-политического блока партнеры расценили как расшатывание ОДКБ. И еще неизвестно, как премьер-министр Никол Пашинян поступит с членством в Евразийском союзе, с которым у Армении нет общей границы.
Однако в ходе встреч Рахмона с Путиным в Москве 21 ноября состоялись только беседы президентов в узком и расширенном составе, награждение Эмомали Рахмона российским орденом и подписание нескольких документов. В сообщениях СМИ вопроса о СПГ не было, но во избежание коллапса поставки СПГ в республику скорее всего продолжатся по прежним маршрутам, поскольку три упомянутых пункта пропуска через границу не предназначены для массовых поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ). Что же касается положения более чем 1 млн таджикских трудовых мигрантов – этого вопроса стороны только коснулись. Говорили и о поставках учебников в республику, и об увеличении квот в вузах для студентов Таджикистана. Конечно же, давно известно, что присоединение к ЕАЭС намного облегчило бы гражданам Таджикистана работу в пяти странах, однако присоединения к данному интеграционному объединению ради этого так и не состоялось.
Оценивая встречу, таджикский эксперт на условиях анонимности сообщил, что трудовые мигранты были бы рады решению их проблем, что емкость рынка ЕАЭС – это еще не показатель успеха экономики, а соглашение Академии наук Таджикистана и «Курчатовского института» можно было подписывать на менее высоком уровне. Эксперт заметил также, что общественность часто ставят перед фактом уже подписанных документов и что фраза «по итогам встречи планируется подписание пакета документов» не содержит новостей. Кроме того, людям надоедает часто читать о светлом будущем и о грандиозных планах, поэтому читатели уходят в соцсети.
С этим заключением можно согласиться, поскольку бывает так, что судить о результативности встреч постфактум затруднительно или вообще невозможно. И если кому-то нужно повысить надежду на светлое будущее, то это тоже не новости. Если бы ранее подписанные документы действительно способствовали росту экономики, то и курс местной валюты не рухнул бы, и цены на ГСМ не росли бы.