0
20199
Газета Дипкурьер Печатная версия

29.10.2023 17:52:00

Два дня "винной дипломатии" в Москве

Новые условия выводят на первый план нестандартные каналы коммуникаций

Антон Рамов

Об авторе: Антон Стефанович Рамов – публицист.

Тэги: виноделие, винная дипломатия, французская осень


виноделие, винная дипломатия, французская осень Французы поделились с москвичами обычаем прямого общения производителей вина с его потребителями. Фото автора

В то время как политика, экономика, культура и спорт между Россией и западными странами находятся на спаде, возрастает роль нестандартных каналов «мягкой силы», таких как «винная дипломатия».

Напомним, что на свете существует так называемая ООН от виноделия, Международная организация по виноградарству и виноделию (OIV), созданная еще в 1924 году. Это главная и самая авторитетная в мире межправительственная организация виноградарей и виноделов, в которую Россия (тогда еще СССР) вступила в далеком 1956 году! Сегодня в ней состоят 50 стран-членов, а с 2021 года русский стал шестым официальным языком наряду с французским, английским, испанским, итальянским и немецким. Таким образом, Россия официально признана ведущей винной державой.

Виноделие не знает границ, ведь виноделам необходимо пробовать, делиться технологиями, общаться, соревноваться… К примеру, французам в нескольких авторитетных программах обучения виноделию рекомендуется минимум шесть месяцев стажироваться в других винодельческих регионах, при этом не просто поехать из Эльзаса в соседнюю Германию, а изучать принципиально иные регионы – Австралию, Аргентину или Россию.

Посмотрим и под несколько другим углом. Винные клубы по природе своей элитарны. В них состоят политики, банкиры, адвокаты, они общаются, встречаются, обмениваются мнениями в неформальной обстановке. Неслышно вращаются колеса этого мира. И под треск поленьев в камине, в уютных креслах было и будет принято еще не одно важное решение как в политике, так и в экономике. Такой «винный вектор» не совсем очевиден, но совершенно реален. Вино – это связи. Вино – это люди… с их собственными мнениями и решениями. Играет роль человеческий фактор. Вино остается нерушимым символом общения и настроя к взаимопониманию.

Во всем этом, как и еще во многом другом, и заключается «винная дипломатия».

В России сейчас развитие виноделия приветствуется на самом высоком уровне. Так, несколько дней назад в СМИ написали, что правительство с целью создания благоприятных условий для развития виноделия одобрило законопроект, который допускает размещение рекламы российских винодельческих хозяйств на билбордах. Развивается внутренний винный туризм. Все больше людей идут на винные курсы «для себя», а словом «ампелограф» (специалист по видам и сортам винограда) перестали пугать кроссвордистов. Виноделием увлекаются известные люди страны. Появились профессионалы, которые смогли построить еще и прибыльный бизнес. И происходит это не в замкнутом пространстве… Мы становимся вовлеченными в эту дипломатию.

Французскую «мягкую силу» под названием «виноделие» можно встретить в самых разных уголках планеты. Еще пару веков назад французские виноделы приложили руку к созданию чилийских вин (именно их выбирают в России французы, если в ресторане в меню не окажется французского вина), или, например, южноафриканских. Французские виноделы сажали и возделывали виноградники еще в царской России, тогда это было в Крыму и на побережье Черного моря. Сегодня одно российское шампанское – из широко представленных в торговых сетях – носит имя великого французского винодела-шампаниста Виктора Дравиньи, которого Николай II высоко ценил и наградил золотыми часами с цепочкой.

Невозможно в мгновение ока отменить сложившийся веками общий культурный фон. Россия – это страна с европейской культурой. И кому как не русским с французами поддерживать разговор за бутылкой вина?

Автор этих строк – именно с бокалом вина в руке – побеседовал с виноделом из Бордо Дени Шазараном на салоне французских вин «Французская осень» в Москве, организованном Франко-российской торгово-промышленной палатой в течение двух дней в октябре. Дени гордится тем, что «вновь водрузил французский флаг» на четырех винодельческих шато во Франции, выкупив их у китайского инвестора пару лет назад. Китайцы выпускали на этих винодельнях с многовековой историей напитки под названиями «Тибетская антилопа» и «Императорский кролик», чему сами местные бордосцы не очень-то были и рады. Сейчас у вин Дени названия и оформление в традиционном для Франции стиле.

Сделать вино – это просто. Соблюдаешь технологии – и все. Но сделать по-настоящему хорошее вино – это волшебство, делится секретами мастерства Дени. «Даже для описания создания вина мы используем относящуюся к человеку лексику: вино созревает, стареет, умирает… Уровень подготовки российских представителей винной отрасли (дистрибьютеров, сомелье, рестораторов, критиков) очень высок, работать с ними приятно, мы говорим на одном профессиональном языке. Мы всегда поставляли вина из Бордо по всему миру, поставки не прекращались никогда, ни при каких эпидемиях... Я туристом посещал СССР еще при Андропове и после этого не раз бывал в Москве. Сейчас хочу начать поставлять вина со своих шато в Россию», – сказал он.

Первые вина из региона Бордо начали завозиться в Россию еще самим Петром I, то есть более 300 лет назад. Кстати, и само прилагательное «бордовый» в русском языке происходит от названия одноименного города. Сегодня в Россию можно совершенно легально ввозить европейские вина. Европейские санкции запрещают к ввозу вино стоимостью дороже 300 евро за литр. Таким образом, разрешенный ассортимент весьма широк, появились и новые легальные логистические цепочки. Повышение пошлины на ввоз вина из «недружественных стран» с 12,5 до 20%, о котором российские власти объявили минувшим летом, по словам французского винодела, на него не повлияет.

В виноделии карта мира выглядит как красно-бело-розово-оранжевая. И нет другого принципа деления стран. Новый и Старый Свет, Азия и Африка, включая и мусульманские регионы, в постоянном взаимодействии все вместе «колдуют» над созданием винных шедевров. Каждый год работа начинается заново: новый урожай, новые горизонты. И под звон винных бокалов продолжается разговор... А организатор «Французской осени» Павел Шинский, гендиректор Франко-российской торгово-промышленной палаты, после успеха этого года намерен сделать салон традицией и «ежегодно привозить старых и новых винных и невинных друзей» России. 


Читайте также


Авторское виноделие без туристов не выживет

Авторское виноделие без туристов не выживет

Олег Николаев

Какой подводный камень заложен в потенциально прекрасный отраслевой законопроект

0
5181

Другие новости