0
14462
Газета Дипкурьер Печатная версия

17.09.2023 16:38:00

Китайская карта Латинской Америки

Пекин ориентируется в Западном полушарии на длительную перспективу

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Тэги: международные отношения, китай, экономика, политика, латинская америка


международные отношения, китай, экономика, политика, латинская америка Николас Мадуро и Си Цзиньпин объявили о повышении уровня взаимоотношений Венесуэлы и Китая. Фото Reuters

Всемирное проникновение Китая в целях укрепления своего глобального влияния и противостояния с США уже давно является ключевой темой обсуждения прежде всего американских политологов и политиков самого различного ранга. При этом если Россию волнует китайское присутствие приоритетно в республиках Центральной Азии, то американцам мерещится чуть ли не закабаление Пекином региона Латинской Америки и Карибов, находящегося у них по соседству.

Впрочем, для России китайская экспансия в Латинской Америке также является немаловажным внешнеполитическим фактором, поскольку именно в этом регионе находятся самые надежные (по крайней мере в ходе голосований в ООН) союзники Москвы. Но так ли уж на самом деле Китай «пошел в поход на Латинскую Америку» и можно ли использовать укрепление связей Пекина с этим регионом в российских интересах?

Китай при нынешнем лидере Си Цзиньпине действительно активизировал свое присутствие в мире в целом, а не только в Латинской Америке и на Карибах. Цели поставлены были еще его предшественниками на партийно-государственных постах, и суть их остается с тех пор неизменной. Это обеспечение страны стратегически важными природными ресурсами, освоение зарубежных рынков, укрепление позиций китайских компаний в ключевых отраслях промышленности как ведущих стран Латинской Америки, так и выдавливание Тайваня из тех стран, где он еще в регионе присутствует.

Что касается китайских инвестиций, которые, как почему-то принято считать, полностью подмяли под себя Латинскую Америку, то в 2000 году они составляли всего 12,6 млрд долл. А до пандемии COVID-19 эта цифра достигла 300 млрд долл., вложенных в 38 проектов по всему региону. Только за прошлый год Китай вложил в Латинской Америке 6 млрд долл. в 28 новых проектов, большая часть из которых – добыча природных ископаемых с приоритетом на медь, литий и нефть.

Весьма активно в области инвестиций Пекин действует в Перу (38 млрд долл.) и Колумбии (24 млрд). Особый интерес к Перу вполне оправдан: оттуда Китай получает медь, рыбную муку и чернику. Но также показательно, что в первую пятерку инвестиционных интересов китайской стороны входят как раз ближайшие внешнеполитические партнеры Москвы – Боливия, Венесуэла, Куба и Никарагуа.

Китай также проявляет в Латинской Америке особый интерес к посевам сои и нефтедобыче, что помогает этой стране обеспечить продовольственную и энергетическую безопасность. И в этом плане ключевым партнером Пекина стала Бразилия. Эта страна – крупнейший получатель китайских инвестиций в регионе, уступая только Каймановым и Британским Виргинским островам (понятно, что это крупнейшие офшоры мира, и «инвестиции» туда – не более чем вывод финансовых средств из-под контроля как своих властей, так и американских).

Особое место в своей латиноамериканской стратегии в последнее время Китай уделяет Венесуэле. Недавний визит в КНР президента Венесуэлы Николаса Мадуро еще раз подтвердил, что Каракас в плане иностранных инвестиций свою основную ставку намерен делать именно на Пекин.

С учетом использования возможностей Латинской Америки и Карибов китайцами как выгодного рынка для своих товаров и услуг континент становится ключевой точкой для Пекина в плане инвестиций в современные технологии и совместное производство высокоточной продукции. И вновь здесь на первом месте идет Бразилия, несколько отстают Аргентина и Колумбия. В результате общий объем китайских инвестиций в полушарии, включая инновационные проекты, составляет 407 млрд долл.

При этом Пекин обвиняют в том, что китайские компании, работающие в регионе, варварски разрушают экологию, наносят непоправимый ущерб природе и не дают развиваться его промышленному потенциалу. И тем не менее практически все правительства Латинской Америки и Карибов буквально выпрашивают деньги именно у КНР (кроме тех стран, которые по-прежнему поддерживают отношения с Тайванем) и готовы расширять с ним сотрудничество во всех предлагаемых китайцами сферах.

Выгода для них в таком случае очевидна. К примеру, только в 2017 году объем китайских кредитов всем странам Западного полушария составил 140 млрд долл. Что в тот год оказалось больше, чем кредиты со стороны Межамериканского банка развития, Банка развития Андских стран и Всемирного банка, вместе взятых. В обмен на финансовые вливания Пекин получает широкую политическую поддержку от стран региона как по Тайваню, так и по важным военно-стратегическим сюжетам.

В отличие от России, да и ведущих западных стран Китай «окучивает» Латинскую Америку и Карибы регулярно и на всех уровнях. Туда постоянно ездят китайские корреспонденты, делающие обширные репортажи о культуре, бизнесе, туристических возможностях региона. Проводятся конференции на уровне среднего и крупного бизнеса с партнерами на континенте. Пекин помогает финансово запускать небольшие проекты своим компаниям из региональных центров КНР, мотивирует их посещать Латинскую Америку и рисковать там с высокой вероятностью достижения коммерческого успеха.

Очень тесно Китай работает с двумя международными структурами – Межамериканским банком развития со штаб-квартирой в Вашингтоне (где КНР от статуса наблюдателя перешла в статус одного из акционеров) и ооновской Комиссией по экономическому развитию региона (CEPAL, распложена в столице Чили Сантьяго). Китайские бизнесмены и специалисты – постоянные участники бесконечных семинаров, бизнес-мероприятий в регионе, на которых они предлагают различные проекты, одобренные уже на уровне собственного правительства. Разумеется, есть случаи финансовых проблем в отдельных странах (Венесуэла, Эквадор), которые, подсев на китайские кредиты, теперь не в состоянии выплачивать долги и вынуждены будут отдать часть имеющихся активов под контроль китайских фирм и компаний. Так, в Эквадоре китайцы на деньги, выданные Кито в кредит, построили мощную плотину, для торжественного открытия которой прилетал лично Си Цзиньпин. Теперь же выясняется, что построена она была в сейсмоактивной зоне, да и платить по взятому кредиту Эквадору что при прежней власти, что при будущей попросту нечем.

Отдельный разговор – настойчивый и четко спланированный внешнеполитический курс Пекина на выдавливание, а в перспективе полную изоляцию Тайваня в Западном полушарии. Страны, некогда поддерживавшие дипломатические отношения с Тайванем, одна за другой признают Пекин единственным представителем единого Китая. Только за время нахождения во власти нынешнего руководства в Тайбэе шесть стран Центральной Америки и Карибов признали КНР. Сейчас самое большое по населению государство региона – Гватемала – после смены там власти также скорее всего откажется от протайваньского курса.

Есть еще один аспект более активного, чем раньше, вовлечения Китая в дела стран Латинской Америки и Карибов. Речь идет о военном сотрудничестве, которое чрезмерно раздуто и самими американцами, и теми, кто сам привык снабжать оружием и снаряжением этот регион. Упоминают обычно в этой связи Панаму, контролирующую важнейший для мирового судоходства межокеанский канал, что для Китая стратегический приоритет. А также Никарагуа, где Пекин через одну из фирм из Гонконга планировал проложить еще один канал, дублирующий Панамский и вызвавший беспокойство в США. Однако затем проект был отложен в долгий ящик в силу его дороговизны и экономической на данный момент нецелесообразности. Между тем ведущие аналитические центры США по-прежнему муссируют эту тему. Дескать, китайцы уже у самых наших ворот, надо срочно ограждать страны Западного полушария от их опасного влияния.

Те же посылы «озабоченности» китайским военным проникновением в регион подаются в связи с поставками отдельных видов оружия и боеприпасов в Латинскую Америку. А также подвергаются критике проводимые изредка совместные учения китайских и латиноамериканских военнослужащих. При этом наиболее интенсивные контакты Пекин по военной линии имеет опять-таки со странами континента, поддерживающими наиболее тесные отношения с Россией, – Венесуэлой, Никарагуа, Аргентиной, Эквадором и Кубой.

Отдельно следует отметить уже не первый день раздуваемую якобы опасность в связи с размещением Китаем неких разведывательных космических и прослушивающих станций в Венесуэле, Аргентине и на Кубе. На самом деле Пекин при всем желании вряд ли способен угрожать Америке нахождением нескольких десятков своих военнослужащих в указанных странах. Но информационный шум поднят – и термин «китайская угроза Латинской Америке» вновь становится наиболее часто упоминаемым при обсуждении геополитики в Западном полушарии.

Может ли в этой связи расширение влияния Китая в Латинской Америке и на Карибах каким-то образом мешать или препятствовать развитию российско-латиноамериканских отношений? Ни сил, ни возможностей соревноваться с КНР в регионе у Москвы нет. А вот активизировать свои контакты с государствами региона в любом случае России следует. Ведь по многим позициям (где сегодня РФ может предоставлять Латинской Америке свою продукцию и услуги) китайцы не просто наши прямые бизнес-конкуренты, но и стратегические соперники.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
677
Лукашенко велел ценам не скакать

Лукашенко велел ценам не скакать

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии сделал важные кадровые назначения и рассказал, как бороться с "размазней"

0
809
Идет война гибридная

Идет война гибридная

Сергей Казеннов

Владимир Кумачев

Организаторы и бенефициары конфликтов нового типа забывают, что реакции на их политику могут быть ассиметричными

0
760
Американская стратегия Си Цзиньпина

Американская стратегия Си Цзиньпина

Юрий Тавровский

Второе правление Трампа как очередной этап эстафеты сдерживания Китая

0
989

Другие новости