Новый посол Германии в Москве Александер Граф Ламбсдорф считается жестким критиком Кремля. Фото со страницы Маркуса Харцема в Flickr
В сентябре 20-я немецкая легислатура достигнет своей середины. А российско-германские отношения, не исключено, – своего очередного дна.
Бывшего посла в РФ Гезу Андреаса фон Гайра в августе сменил профессиональный политик Александер Граф Ламбсдорф, имеющий отношение к известной семье остзейских немцев, представители которой сыграли важную роль в истории и Российской империи (граф Владимир Николаевич Ламбсдорф был министром иностранных дел царского правительства в 1900–1906 годы), и ФРГ (граф Отто Ламбсдорф был министром экономики в 1977–1984 годы, председателем СвДП в 1988–1993 годы).
Новый посол всегда был настроен критически к России как основной наследнице СССР. После февраля 2022 года вместе с коллегами по Свободной демократической партии (де-факто под предводительством председателя комитета по обороне Бундестага Мари-Агнес Штрак-Циммерманн) он стал одним из самых ярых противников политики Кремля. Вряд ли стоит ожидать, что начало его работы будет сопровождаться конструктивом, или надеяться на то, что в его багаже можно найти некие позитивные послания от главы внешнеполитического ведомства и шефа ведомства федерального канцлера. Скорее есть твердые указания на сохранение жесткой критической позиции, соответствующей линии коллективного Запада и определяемой вектором конфликта вокруг Украины.
Именно этот подход определяет сегодня германо-российские отношения – Берлин первым среди европейских столиц выступил инициатором их беспрецедентного ухудшения. Во всех без исключения сферах были заморожены двусторонние проекты с участием федеральных и земельных ведомств. При активной поддержке канцлера Олафа Шольца, главы МИД Анналены Бербок и министра экономики Роберта Хабека с марта 2022 года по февраль 2023-го ЕС ввел 11 пакетов санкций против России. Кроме того, Германия организовала собственные национальные ограничения, стала основным среди государств ЕС спонсором Киева, включая финансовую и гуманитарную помощь, а также поставки различных видов вооружений.
Если в течение 2022 года, несмотря на конфронтацию, сохранялся рабочий диалог на уровне президента РФ и канцлера ФРГ, то с минувшей зимы он прекратился. По инициативе немецкого МИД (на основе информации МВД о шпионаже) в апреле были высланы российские дипломаты (год назад такая высылка проводилась в рамках совместной акции европейских государств). Москва ответила зеркально, добавив к этому закрытие немецких консульств в Калининграде, Екатеринбурге и Новосибирске. Берлин отреагировал отзывом лицензий у аналогичных учреждений РФ в Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Мюнхене. В начале 2023-го были созданы новые препятствия для нормальной работы Российского дома науки и культуры в Берлине, ответом на которые стал ряд рестрикций в отношении Института Гёте в России.
Число дипломатов и сотрудников немецких организаций на территории РФ теперь ограничено, оно насчитывает 350 человек. Аналогичных данных по российскому персоналу в ФРГ нет. Берлин с февраля развернул новую кампанию по борьбе с российскими шпионами, которые, судя по регулярным отчетам ведомства по защите Конституции, есть «в каждом уголке Германии». Но вот поймать и разоблачить их у немецких контрразведчиков получается не очень – в основном речь идет о «предполагаемых шпионах», каковыми, по их мнению, являются большинство дипломатов. Аресты подозреваемых немецких граждан больше вызывают вопросов. Так, в августе широко обсуждалось задержание сотрудника Федерального управления Бундесвера по оборудованию, информационным технологиям и технической поддержке, который инициативно хотел сотрудничать с Москвой, но непонятно, насколько этого хотела последняя.
Официальный Берлин уже весной 2022 года поставил задачу активно содействовать институционализации российской политической оппозиции в Германии. По линии МИД ФРГ на это выделены существенные средства. К этой работе привлечены партийно-политические фонды, организующие публичные мероприятия с использованием интерактивных методов. Количество политических иммигрантов из РФ минимально. В ФРГ в основном хотят уехать россияне, не желающие быть призванными на военную службу. Но их Берлин не жалует, указывая таким заявителям, что «служить – это святая обязанность и не повод для получения визы или убежища».
Похоже, особых успехов в организации эффективной оппозиционной деятельности переехавших в ФРГ россиян пока нет. Поэтому не исключено, что новый посол будет уделять этому направлению работы – контактам с критически настроенной частью отечественного гражданского общества – особое внимание. Но для формирования целостной и объективной картины происходящих в России процессов необходимы встречи и дискуссии со всеми его представителями, даже если их позиции и мнения существенно отличаются от немецкого мейнстрима. Тем более что в отличие от российского посольства в Берлине немецкие дипломаты располагают существенно более комфортными условиями своей работы, включая возможности для контактов.
В этих непростых условиях работу продолжает отметивший в начале года свое 30-летие Германо-Российский форум. При поддержке его членов создана независимая дискуссионная площадка «Бисмарк-диалог» (один из организаторов – правнук первого канцлера Германской империи Александер фон Бисмарк). Распространенные в ноябре 2022 года бывшими немецкими партнерами «Петербургского диалога» слухи о его смерти оказались преувеличенными. Благодаря российским участникам сохраняется деятельность рабочих групп – в их заседаниях участвуют и заинтересованные немецкие эксперты. Активность проявляет организация «Россия–Германия» (преемник созданного в 1972 году общества дружбы «СССР–ФРГ»), одним из направлений которой является восстановление региональных партнерств и молодежного сотрудничества. Но ее работа подвергается обструкции со стороны ведущих СМИ Германии и вызывает неприятие МИД и других взаимодействующих с ним официальных структур.
Сферой, где еще «теплится жизнь», является внешнеэкономический сектор – торговля и капиталовложения, или, лучше сказать, то, что от них осталось в условиях взаимных ограничений. Объем ежемесячных экспортно-импортных операций в 2021–2022 годах, составлявший 4–5 млрд евро, в текущем году сократился до примерно 1 млрд с положительным сальдо в пользу ФРГ. В Германию поступают минимальные объемы газа и ряда сырьевых товаров. В Россию – в основном товары медицинского назначения и питания (примечательно, что в 2023 году существенно выросли поставки немецкого пива).
Российский бизнес в Германии находится на грани выживания. Немецкие власти накладывают аресты на обнаруженную собственность бизнесменов; вынуждают госкорпорации прекращать работу их дочерних структур в ФРГ. Многомиллиардные активы «Газпрома» осенью 2022 года были национализированы без какой-либо компенсации. Внешторгбанк вынужден прекратить работу во Франкфурте-на-Майне. Одной из немногих организованных групп интересов, продолжающей работу и оказывающей поддержку своим членам, является Германо-Российский экономический альянс, отказавшийся в отличие от большинства других подобных объединений в ФРГ менять название и направления работы.
Восточный комитет немецкой экономики вычеркнул Россию из списка своих экономических приоритетов, сосредоточился на соблюдении режима санкционных пакетов и перенес центр тяжести с РФ на постсоветские республики Кавказа и Средней Азии. В начале января 2023 года, в преддверии введения вторичных санкций, было создано подведомственное Таможенному управлению ФРГ Центральное ведомство по исполнению санкций. Министерство юстиции стало одним из инициаторов введения уголовной ответственности за нарушение санкционного режима. Европарламент этим летом одобрил это новшество.
Свою деятельность в РФ продолжает Германо-Российская внешнеторговая палата. Россию, во многом под давлением общественного мнения, были вынуждены покинуть крупные концерны. Но костяк немецкого бизнеса – по-прежнему крупнейшего предпринимательского сообщества в РФ – продолжает работать на отечественных рынках, несмотря на очевидные трудности (давление со стороны Украины, немецких и европейских СМИ, определенные сложности с отечественным нормативно-правовым регулированием, волатильностью курса рубля и др.).
В начале августа президент Владимир Путин объявил о приостановлении действия налоговых соглашений с 38 странами, включая Германию. Среди прочего речь идет об избежании двойного налогообложения, отмена которого увеличит фискальную нагрузку на оставшиеся в России дочерние структуры немецких предприятий. Активы ушедших компаний (многие сохранили право обратного выкупа) приобрели российские инвесторы.
Есть примеры «мелкой мести» с немецкой стороны. Так, Таможенное управление Германии, произвольно трактуя термины «экспорт/вывоз», летом стало арестовывать личные автомобили с российскими номерами, считая, что они ввозятся в ФРГ с коммерческими целями, что запрещено санкциями. А ведущие немецкие автомобильные концерны прекратили сотрудничество с российскими дилерами и останавливают предоставление им лицензионного программного обеспечения, необходимого для обслуживания клиентов.
Каких-либо позитивных сдвигов в двусторонних отношениях в последующие месяцы ожидать не стоит. Положительным фактором можно будет считать их неухудшение. Позиция канцлера, глав его ведомства, МИД, Минэкономики, МВД, большинства депутатского корпуса в отношении конфликта вокруг Украины в основном остается деструктивно-антироссийской, и каких-либо подвижек здесь не просматривается.