0
15228
Газета Дипкурьер Печатная версия

29.01.2023 16:49:00

Будет ли Япония воевать за Тайвань

Токио готовится к "непредвиденным обстоятельствам" вокруг острова

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, доктор исторических наук.

Тэги: сша, япония, военный альянс, нацбезопасность, внешняя политика, китай, тайвань


сша, япония, военный альянс, нацбезопасность, внешняя политика, китай, тайвань Премьер-министр Японии и президент США обязались сотрудничать по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Фото Reuters

Апогеем первого в этом году зарубежного турне по столицам стран – членов G7 премьер-министра Японии Фумио Кисиды явилась его встреча в Вашингтоне с президентом США Джозефом Байденом 13 января. Рандеву носило эпохальный характер, так как «освятило» коренной сдвиг в военном альянсе двух стран, вызванный обновленной в минувшем декабре Стратегией национальной безопасности Японии. Она открывает путь к стремительному, всего в течение пяти лет, превращению Японии в военную державу и резко повышает ее роль в японо-американском договоре безопасности.

Среди прочих важное место в переговорах Кисиды и Байдена заняли тема Украины и Тайваня – двух, пожалуй, наиболее горячих точек на планете. В совместном заявлении они подтвердили важность мира и стабильности в Тайваньском проливе и призвали к мирному урегулированию проблемы.

Однако их внешне миролюбивая фразеология относительно Тайваня вызвала гневную отповедь Китая, заявившего, что Япония и США вмешиваются в его внутренние дела. Судя по всему, тайваньский вопрос начинает все сильнее портить отношения Китая не только с США, но и с Японией.

Тайвань в контексте безопасности Японии занимает все более важное место по мере того, как в АТР меняется баланс сил между США и КНР в пользу последней. Мощным толчком к выводу тайваньского вопроса на передовые позиции в геополитических раскладах в Токио, Вашингтоне и Тайбэе в 2022 году явилась ситуация в Украине. После начала там специальной военной операции (СВО) политики и аналитики в трех указанных столицах стали в спешном порядке проецировать украинскую ситуацию на положение вокруг Тайваня, опасаясь, что Китай попытается силой присоединить его к себе.

Все это вынуждает Токио отходить от многолетней политики тонкого балансирования между Вашингтоном и Пекином в их конфронтации в Тайваньском проливе и более четко артикулировать свою заинтересованность в сохранении статус-кво в этом вопросе, то есть в поддержании де-факто независимости Тайваня как инструмента сдерживания набирающего экономическую и военную мощь Китая. Такая позиция идет вразрез с непоколебимым курсом Пекина на возвращение «мятежной провинции» в «лоно матери».

В своей Белой книге по обороне за 2022 год Япония удвоила количество страниц, посвященных Тайваню, и впервые включила тезис о гипотетическом вторжении Китая на Тайвань. Как говорится в Книге, ситуация вокруг Тайваня имеет решающее значение для безопасности Японии. Относительно возможных сроков китайского вторжения на Тайвань называются 2027 год, когда Китай будет отмечать столетие со дня основания Народно-освободительной армии, и 2035-й, к которому страна планирует завершить полную модернизацию своей армии и системы обороны.

Тайвань имеет большое значение для Японии прежде всего с точки зрения «обуздания» Китая, который считается на данный момент наибольшей внешней угрозой Японии. Остров расположен вдоль морских путей, которые обеспечивают 90% японской торговли. Тайвань является жизненно важным экономическим и торговым партнером Японии. В Токио полагают, что захват Китаем Тайваня может начаться с аннексии японских островов Сенкаку в Восточно-Китайском море. Пекин обозначает их своими островами Дяоюйдао и требует вернуть. Правительство КНР утверждает, что эти острова, которые Япония считает частью Окинавы, на самом деле относятся к Тайваню.

В Японии уже идет активная подготовка ее удаленных юго-западных островов Нансей к началу гипотетических военных действий в районах вблизи Тайваня. Силы самообороны Японии разместили гарнизон на острове Йонагуни, расположенном в 110 км от Тайваня. Минобороны Японии намерено усилить подразделения ракетной и радиоэлектронной борьбы, а также расширить склады топлива и боеприпасов на островах Нансей. Токио предусмотрительно готовится к эвакуации 65 тыс. жителей и туристов с самых южных островов этой цепи, а также 20 тыс. японцев, проживающих на Тайване.

В связи с ростом напряженности вокруг Тайваня Япония планирует разработать ракеты большей дальности для противодействия Китаю. Она намерена начать массовое производство собственной крылатой ракеты и высокоскоростной баллистической ракеты. Они смогут достичь целей в материковом Китае, если будут развернуты вдоль цепи островов Окинава. Кроме того, Токио намерен приобрести американские крылатые ракеты Tomahawk.

Некоторые японские эксперты считают, что Тайвань необходимо не только более глубоко вовлекать в сотрудничество с Японией и другими странами в сфере безопасности, но и интегрировать остров в военные структуры в Восточно-Китайском море. Ими выдвигаются, например, предложения, чтобы японские и американские военные корабли совместно прошли через Тайваньский пролив. Через него, по оценкам, ежегодно проходят более 2,5 тыс. японских судов.

Состоявшийся в начале августа 2022 года визит на Тайвань экс-спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси привел к взлету напряженности вокруг острова. В Токио считают, что военные учения Китая вблизи Тайваня в связи с тем визитом были направлены не только на сдерживание США и Тайваня, но могли иметь другую цель – Японию. По мнению издания Asia Times, визит Пелоси значительно повысил вероятность вовлечения Японии в военные действия между США и Китаем в случае возникновения чрезвычайной ситуации вокруг острова.

В целом международная значимость тайваньского вопроса в последние годы существенно возросла в условиях стремительного усиления напряженности как на региональном уровне, так и в глобальных масштабах. Подобно событиям в Украине ситуация вокруг Тайваня при переходе в острую фазу может послужить триггером для фундаментальных изменений в мировой геополитической системе. Решающую роль в определении дальнейшей судьбы Тайваня будет играть изменение баланса сил между КНР и США и их готовность избрать военную опцию в отстаивании своих принципиальных позиций: воссоединение с материковым Китаем в едином государстве под эгидой Пекина и сохранение фактической независимости острова под покровительством Вашингтона с целью сдерживания Поднебесной.

Сейчас идет повышение ставок США и Китая в их конфронтации в Тайваньском проливе, и все явственнее просматриваются признаки возможного военного столкновения. Вряд ли случайны оговорки Байдена о том, что США при необходимости применят вооруженную силу для защиты Тайваня. Эти оговорки можно расценивать как уход от «стратегической двусмысленности», которую США сохраняли в тайваньском вопросе на протяжении десятилетий. Пекин также все больше акцентирует возможность силовым способом решить проблему воссоединения Тайваня и материкового Китая.

Впрочем, вряд ли можно ожидать развязывания крупномасштабных боевых действий вокруг Тайваня в обозримом будущем. Очевидно, что любое вторжение Китая через пролив будет весьма сложным в военном отношении. Планируя его, Пекин будет самым внимательным образом изучать и учитывать уроки СВО в Украине. Таким же образом Вашингтон и Тайбэй будут анализировать опыт оборонительных действий Киева. США не только передадут Тайваню нужный, с их точки зрения, объем разведывательной информации, но и продолжат поставки вооружений с учетом указанного опыта.

Как и в случае с Украиной, возможные силовые попытки Пекина присоединить Тайвань сопряжены с риском негативной реакции со стороны Запада и стран, имеющих территориальные споры с Китаем в Южно-Китайском море. Тайвань получит поддержку не только от США и Японии, но и, вероятно, от других стран региона. Также нельзя исключать военную и другую помощь со стороны остальных членов G7 и НАТО.

Однако можно полагать, что Тайбэй вряд ли решится на отчаянный шаг в ближайшие годы. Победа на местных выборах 26 ноября 2022 года оппозиционной партии Гоминьдан, выступающей за диалог с Пекином, и, как следствие, уход в отставку с поста главы правящей Демократической прогрессивной партии Цай Инвэнь, ярой сторонницы независимости Тайваня, дают дополнительное основание говорить о том, что в обозримом будущем такого шага не произойдет. Переход же конфронтации между Китаем и США в вооруженное столкновение неизбежно вовлечет Японию в военные действия на стороне США и Тайваня.

Квинтэссенцией новой стратегии является курс на обзаведение Японией в обозримой перспективе потенциалом так называемого контрудара по базам на территории противника, что, по мнению Токио, должно способствовать удержанию Пекина от развязывания военных действий против Японии. Встреча Кисиды и Байдена, восторженно оценившего указанную стратегию, подтвердила готовность Токио и Вашингтона «стоять плечом к плечу» против «агрессивных замыслов» Китая и в отношении Тайваня.



Читайте также


Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
9006
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
10732
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
9570
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
8003

Другие новости

загрузка...