Глава Африканского союза, президент Сенегала Маки Салл и президент РФ Владимир Путин надеются на успех второго саммита «Россия–Африка». Фото Reuters
О «возвращении России в Африку» вновь заговорили на официальных площадках лет девять назад, когда впервые на значимом в экономических и политических кругах Петербургском международном экономическом форуме впервые состоялся круглый стол «Россия–Африка: расширение границ». С тех пор начали предприниматься попытки встроить российско-африканский вектор из относительно пассивного в активный инструмент российской внешней политики. Бизнес-сообщество было призвано обратить внимание на континент, обладающий колоссальными запасами природных ресурсов, с бесконечно растущим населением на тот момент в 1,2 млрд, а сейчас уже в 1,4 млрд человек, которому России есть что предложить.
Апогеем стал прошедший в октябре 2019 года первый в новейшей истории саммит «Россия–Африка» в Сочи, который оказался знаковым событием как для РФ, так и для стран континента и которым Москва официально задекларировала свои намерения выстроить с африканскими странами партнерские долгосрочные отношения. Было принято решение проводить подобные мероприятия на высшем уровне раз в три года. В силу ряда объективных причин (пандемия, специальная военная операция в Украине и т.д.) следующий саммит «Россия–Африка» было принято перенести на июль 2023 года. Можно, безусловно, ссылаться на внешние факторы, влияние которых сложно переоценить, но при всем этом тот импульс, который был дан к работе с Африкой на всех уровнях в 2019-м, не получил должного продолжения и практического воплощения.
Российско-африканские отношения обладают значимым и растущим ресурсом продвижения России по пути достижения и своих приоритетных национальных задач. Это касается расширения взаимодействия с африканцами на международной арене в условиях совпадения или близости позиций по формированию нового международного порядка, другим ключевым международным проблемам, что увеличивает возможности для закрепления позиции России как самостоятельного и влиятельного центра мировой политики. Но на волне крайне вдумчивого отношения африканских лидеров, поддерживающих и разделяющих в большинстве своем схожие взгляды руководства России на ведение внешнеполитического и внешнеэкономического диалога, очень важно развить и подкрепить реальными действиями наш, так часто называемый «разворот» в сторону Африки. Структурная политика должна быть дополнена качественными изменениями в подходе к выстраиванию российско-африканских отношений в целом.
Для этого требуется серьезная системная работа по многим направлениям. Должен быть дан ответ на основной вопрос, в чем именно заключаются современные российские интересы на Африканском континенте и как эти интересы соотносятся с интересами наших партнеров? В этой точке общей синергии и нужно определить, какая из долгосрочных стратегий будет являться наиболее эффективной для реализации этих интересов.
Нельзя недооценивать, что время идет вперед и изменилось все: взгляды, мироощущение, технологии, отношения. Угол зрения и призма, под которыми рассматриваются сегодня те или иные процессы, стали гораздо шире привычного понимания экономических, политических и социальных явлений. При выстраивании «новой» российско-африканской стратегии особенно важен сегодняшний сложный контекст, в котором это взаимодействие будет развиваться. Невозможно генерировать повестку, оторванную от реальности.
В связи с этим по-прежнему актуальные вопросы экономического и гуманитарного взаимодействия с Африкой должны прорабатываться с учетом всего спектра ограничений и проблем, с которыми Россия столкнулась за последнее время. Чем больше решений и потенциальных моделей будет найдено, тем больше возможностей откроется, что, в свою очередь, придаст российско-африканскому треку перспективный и продуманный характер.
Беспрецедентные санкционные ограничения, наложенные на финансовый и энергетический секторы российской экономики, диктуют необходимость поиска оперативных альтернативных решений. В случае с африканскими странами России нужно разработать совершенно новые финансовые инструменты, которые позволили бы российскому и африканскому бизнесу наладить сотрудничество вне зависимости от текущей политической и экономической конъюнктуры.
Россия – опытный игрок на мировом энергетическом рынке с историческим потенциалом в сфере разработки, строительства, эксплуатации энергетических объектов: ГЭС, АЭС, УЭС и т.д., а также экспорта и транспортировки энергии. Реализация энергетических программ в масштабах больших территорий, строительство энергосетей (то, в чем сейчас особенно нуждается Африканский континент) является конкурентным преимуществом России при выборе партнера. Африка может стать площадкой для совместного тестирования и разработки новейших инновационных российских технологий в этой и иных отраслях.
Африка на данном этапе еще не имеет собственной развитой технологической базы. Но, как континент с динамично развивающимся населением и потенциалом, он является мощным потребителем продуктов технического прогресса. Правительства африканских стран заинтересованы в новых технологиях, в развитии IT и телекоммуникационной инфраструктуры, в наукоемких технологиях, а Россия, взяв курс на обновление и развитие этих направлений, может стать одним из основных партнеров для Африки как в силу обоснованной финансовой стоимости подобных продуктов и услуг в отличие от западных аналогов, так и в силу еще сохранившегося доверия к продукции российских компаний со стороны африканцев.
Такие сферы, как здравоохранение, сельское хозяйство, геологоразведка, заслуживают также особого внимания. Реализация программ во всех вышеперечисленных областях возможна только при условии пересмотра всех логистических и транспортных коридоров со ссылкой на новые реалии, существенного увеличения авиасообщения с африканскими странами, проработки максимально комфортных, безопасных маршрутов для движения товаров из России в Африку и обратно. Товарооборот с африканскими партнерами необходимо существенно увеличивать.
Чрезвычайно важен и социальный аспект российско-африканского взаимодействия. Через 20–30 лет 60% прироста мирового рынка труда будет приходиться на Африку. Кроме того, Африка является сейчас первым континентом по численности молодого населения. Эти люди смотрят открыто на мир, они готовы к взаимодействию со странами-союзниками. Это прекрасная возможность «познакомить» молодежь России и Африки, а также уникальный способ положить начало мирному социально-экономическому взаимодействию совершенно нового формата гражданского общества.
Для успешной «миссии Россия–Африка» нужна стратегия. Не заверения, обязательства и намерения, а исключительно четкий, выверенный план с реальными проектами, обоснованным КПД и контролируемыми результатами. Должен быть сформулирован базис на всех уровнях: политическом, экономическом и гуманитарном. У наших отношений может быть большое будущее. Советский Союз сыграл решающую роль в определении вектора развития многих африканских государств после крушения колониальной системы. Мы открыто поддерживали и помогали странам Африканского континента встать на путь самоопределения и свободы выбора. Москва в то время активно помогала развиваться молодым, растущим африканским экономикам. На этой дружбе и доверии до сих пор стоят наши отношения. Историческое прошлое должно лечь в основу современных, обновленных отношений с Африкой. Но эти отношения сложатся только тогда, когда будут отвечать всем вызовам времени. Российско-африканский сценарий должен занять достойное место в ряду формирования новой плеяды партнеров будущего.