Участники «Петербургского диалога» собирались на форум в течение более 20 лет. Фото с сайта www. petersburger-dialog.ru
На интернет-сайте «Петербургского диалога» появилось сообщение о его самороспуске в первом квартале 2023 года. В обоснование этого шага говорится, что боевые действия в Украине и «создание фронта против западных демократий не допускают проведения диалога в этом формате». Сообщение датировано 22 ноября 2022 года.
Напомним, что Форум гражданских обществ России и Германии был создан в 2001 году по инициативе и под патронатом президента России Владимира Путина и федерального канцлера Германии Герхарда Шредера. Его главной целью было создание надежной основы для развития российско-германских отношений за счет расширения сотрудничества гражданских обществ двух стран. Отмечалось, что «Петербургский диалог» должен был улучшить взаимопонимание между российским и немецким народами.
Создание форума происходило на фоне общего стремительного развития российско-германских отношений и усиления позиций РФ на мировой арене. В тот период существовало представление о возможности создания прочного экономического союза между Европой и Россией, простирающегося от Лиссабона до Владивостока. Преимущества подобного союза были очевидны, и Германия как крупнейшая промышленная держава Западной Европы вскоре в полной мере ощутила их за счет получения доступных энергоресурсов из России.
«Петербургский диалог» создавался для открытого обмена мнениями между представителями политических структур, деятелями науки и культуры, представителями деловых кругов, а также гражданского общества РФ и ФРГ. Форум проводился раз в год поочередно на территории России и Германии.
Что же пошло не так? Надо сказать, что вопросы к деятельности «Петербургского диалога» возникали и раньше. И связаны они были с непростым развитием отношений между двумя странами. Последней каплей, приведшей к прекращению его деятельности, явилось закрытие российской стороной целого ряда немецких неправительственных организаций (НПО).
Три НПО (Форум русскоязычных европейцев, Центр либеральной современности и «Немецко-русский обмен») несколько лет назад были признаны нежелательными, и фактически им было запрещено работать. Как говорится в официальном сообщении, российские следователи установили, что деятельность этих объединений представляла опасность для конституционного строя и безопасности России. Путин подписал закон, на основании которого данные организации и были признаны нежелательными.
Затем под запрет подпала НПО «Декабристы». По данным надзорного ведомства, эта организация тоже угрожала конституционному строю и безопасности России. Затем Генеральная прокуратура России признала нежелательной деятельность Фонда имени Генриха Бёлля, близкого к немецким «Зеленым». Сейчас в России уже практически не осталось влиятельных немецких НПО. Последний из них – близкий к социал-демократам Фонд Фридриха Эберта – покинул Россию с началом специальной военной операции в Украине.
В Германии все это было воспринято с недоумением, поскольку запрещенные немецкие организации выступали за диалог и понимание между народами. Немецкая сторона настойчиво призывала Москву отметить принятые решения.
В России же растущая роль НПО в реализации внутри- и внешнеполитического курса ведущих стран мира позволяла оценивать их, несмотря на неправительственный статус, как действенный инструмент государственного управления общественными процессами, а также в качестве одного из ключевых элементов формируемой системы сетевого транснационального управления.
Антон Демидов из Центра координации исследований РИСИ в свое время писал, что спектр задач, решаемых посредством НПО, может варьироваться от создания позитивного имиджа и формирования сети деловых контактов для бизнес-сообщества до навязывания выгодных заказчику осознаваемых и неосознаваемых моделей поведения (включая агрессивное) и мобилизации значительной части населения в различных целях, в том числе деструктивного характера.
Вопрос стоял для Кремля прежде всего в геополитическом плане, а именно – кто оказывает большее влияние на общественность и политиков: Россия или Запад.
В связи с этим есть смысл вспомнить известную формулу крупного немецкого социал-демократического политика Вилли Брандта. При проведении своей новой Восточной политики он провозгласил формулу «Изменение через сближение».
Эта политика принесла свои плоды. Она препятствовала гонке ядерных вооружений и создала в Европе систему безопасности, которая до поры до времени устраивала все стороны, подписавшие Хельсинкские соглашения.
В этом плане «Петербургский диалог» стоило бы рассматривать как продолжение Восточной политики с тем же прежним лозунгом. Ведь, оценивая ее со стратегической точки зрения, изменения произошли и закончились распадом социалистической системы и Советского Союза.
Так почему же президент РФ, начиная в 2001 году «Петербургский диалог», не извлек уроки из реализации Восточной политики Брандта? Что это было с российской стороны: плохое усвоение прошлого опыта, которое привело к краху механизма налаживания добрососедских отношений с перспективой создания новой системы европейской безопасности, или же попытки некоторых видных российских политиков встроиться в западную систему ценностей? Двойственность и колебания российских политиков, проводивших внешнеполитический курс с начала 2000-х годов, и обрушили, по сути, «Петербургский диалог».
Берлин