Президент Майя Санду считает, что нейтральный статус не обеспечивает безопасность Молдавии. Фото с сайта www.presedinte.md
После 24 февраля в Республике Молдова (РМ) вопрос о том, что может обеспечить безопасность страны в условиях противостояния великих держав, стал главным. Он оттеснил на второй план другие проблемы: рост цен на газ, падение уровня жизни, акции протеста оппозиции и другие.
В первые месяцы военных действий в Украине, когда многое было неясно, президент страны Майя Санду и глава правительства Наталья Гаврилица напомнили всем, что Молдова является нейтральной страной. Этот статус прописан в статье 11 Конституции РМ. Данное обстоятельство в некоторой степени снизило напряжение и тревогу, которое по вполне понятным причинам (достаточно посмотреть на географическую карту) овладело молдавским обществом.
В марте госсекретарь США Энтони Блинкен в Кишиневе заявил, что Вашингтон поддерживает нейтралитет Молдовы. Об этом же прямо или косвенно говорили и другие высокопоставленные чиновники США и Евросоюза, которые приезжали в Молдову. Казалось бы, гражданам страны беспокоиться не о чем.
Однако со временем представители правящей партии PAS стали говорить о нейтральном статусе все реже и реже. А в последние месяцы эта тема, похоже, вызывает у них одно только раздражение. И вот наконец настал момент, которого все опасались. Советник президента по вопросам безопасности и секретарь Совета безопасности РМ Дорин Речан заявил, что Молдова больше не может рассчитывать в деле обеспечения государственной устойчивости исключительно на инструменты внешней политики, один из которых – статус нейтралитета. В понедельник, 26 сентября, выступая на круглом столе «Консолидация устойчивости Молдовы», он отметил, что в этом вопросе властям необходимо добиваться поддержки граждан: «Общество должно понять, что это критически важно для выживания государства, на оборону необходимо выделять средства, и здесь наиболее важна поддержка граждан».
Некоторые депутаты от правящей партии в кулуарах парламента давно говорят о необходимости покончить с нейтральным статусом и взять курс на вступление в блок НАТО. Это, мол, ускорит продвижение Молдовы в Европейский союз и должным образом обеспечит безопасность государства. Но ликвидировать нейтральный статус не так-то просто. В отличие, например, от Швеции и Финляндии нейтральный статус Республики Молдова прописан в Конституции, которая была принята в 1994 году. В ту пору принятие Основного закона стабилизировало внутриполитическую ситуацию в стране и позволило частично преодолеть последствия приднестровского конфликта 1992 года.
Война на Днестре отрезвила общество. Праволиберальная группировка, которая во многом способствовала разжиганию конфликта, была отстранена от власти в результате досрочных парламентских выборов. В новой редакции Конституции были прописаны важнейшие положения, в том числе и нейтральный статус. Для того чтобы ее изменить, необходимо 68 голосов из 101. У партии PAS в парламенте 63 места. Злые языки утверждают, что при необходимости власти могут попытаться найти недостающие голоса в рядах оппозиции… По мнению бывшего вице-премьера РМ по реинтеграции Василия Шовы, альтернативы нейтральному статусу нет. На III Международной конференции «Основы устойчивого развития и безопасного будущего Республики Молдова», которая прошла в Кишиневе 28 сентября, он напомнил: ни одна партия, когда идет на выборы, не выступает против статуса постоянного нейтралитета, потому что знает – в массе своей граждане страны его поддерживают.
В 2016 году парламент принял Декларацию о незыблемости нейтралитета. Однако все попытки в дальнейшем укрепить нейтралитет в законодательном порядке провалились. Последняя была предпринята в марте этого года. Оппозиционный Блок коммунистов и социалистов (БКС) предложил принять закон о статусе постоянного нейтралитета Республики Молдова, в котором подробно был расписан конституционно-правовой статус и международно-правовое положение Республики Молдова. В этом законе, в частности, говорилось о том, что Молдова не будет вступать в военные союзы и не намерена размещать на своей территории иностранные военные базы. Представители PAS эту инициативу отклонили, ссылаясь на то, что о нейтральном статусе сказано в Конституции и этого достаточно.
После того как кризис в отношениях между Россией и Украиной вошел в военную фазу, споры о значимости нейтрального статуса обострились. Противники говорят, что нейтральный статус не обеспечивает «стопроцентную защиту» и, как показывает история, некоторые нейтральные страны он не спас от вторжения, поэтому надо укреплять армию. В свою очередь, сторонники нейтралитета отмечают, что в этом мире ничто не гарантирует стопроцентной защиты. Что касается армии, то на ее перевооружение и укрепление необходимы деньги и время, а их нет. Поэтому иного инструмента сейчас, кроме нейтрального статуса, для обеспечения безопасности нет.
В то же время, если встать на военный путь обеспечения безопасности, то, учитывая слабость экономики и скромные мобилизационные возможности Молдовы (население – около 3 млн человек), понятно, что армия в 20–30 тыс. человек никаких серьезных задач в современной войне решить не сможет. Поэтому, полагают эксперты, на определенном этапе непременно будет выдвинут вопрос о вступлении Молдовы в НАТО со ссылкой на опыт Прибалтики.
Однако такой поворот событий никак не согласуется с настроениями граждан Молдовы. На протяжении всех 30 с лишним лет независимости все социологические опросы показывают, что подавляющее большинство жителей страны поддерживают нейтральный статус и не желают вступления в какие-либо военные блоки. В этом отношении граждане РМ едины, несмотря на свои политические пристрастия. Хотя в Кишиневе с 2007 года действует Центр информирования и документирования НАТО, который был создан специально для «достоверного информирования в вопросах безопасности и отношений Молдова – НАТО». Деятельность этого центра, стажировки, конференции, исследования, гранты и прочее за прошедшие годы не оказали влияния на настроения людей. Как и прежде, примерно 70–75% граждан поддерживают нейтральный статус. Вероятно, что сейчас сторонников нейтралитета стало больше.
События в Украине заставили граждан иначе взглянуть на нейтральный статус Молдовы и должным образом оценить возможность жить в мире и согласии. Никто не хочет войны. И здесь в очередной раз обозначилось противоречие в оценках обстановки между представителями правящей группировки и большинством населения. Люди желают мира, а некоторые персонажи в руководстве РМ, которое в основном представлено выходцами из НПО, уже возбудились от перспектив освоения кредитов и грантов, которые могут быть получены от Запада на создание «современной армии». Опыт Грузии, где такая «современная армия» была создана, после чего в 2008 году последовала авантюра в Южной Осетии, ничему не научил. Тем не менее, несмотря на неблагоприятную обстановку, позитивные перспективы есть. Что бы там ни говорили, в нынешних сложных условиях именно нейтральный статус остается защитой.
Во-первых, США, ЕС и РФ признают территориальную целостность РМ. Во-вторых, нет никаких серьезных признаков (помимо заявлений отдельных российских политиков и журналистов), что Молдова может стать объектом «специальной военной операции». В-третьих, в Молдавии наблюдается постепенная, хотя пока и медленная, консолидация левых и правых партий, которые не принимают политику PAS не только в экономической сфере, но и в политических вопросах. И вероятно, в той или иной форме эта позиция будет заявлена в полный голос.
Все это позволяет говорить о том, что нейтральный статус, несмотря на его критику со стороны доморощенных милитаристов, все же остается наиболее оптимальным вариантом обеспечения безопасности РМ. Если учесть, что на протяжении от Баренцева до Черного моря только Молдавия остается нейтральной страной, то возникает предположение, что именно в Кишиневе могут быть проведены будущие переговоры о мире, который, как все здесь надеются, рано или поздно неизбежно наступит.