0
6650
Газета Дипкурьер Печатная версия

02.10.2022 16:46:00

"Убежденного панафриканца" обременили урегулированием в Ливии

Страна вступила в фазу очередного политического противостояния

Николай Плотников

Кристофер Торнтон

Об авторе: Николай Дмитриевич Плотников – заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, доктор политических наук. Кристофер Торнтон – программный директор международной неправительственной организации «Центр за гуманитарный диалог» (Швейцария) по Тунису и Ливии.

Тэги: оон, абдулай батили, спецспредствитель, ливия, политический кризис, боестолкновения, башага, дбейба


10-1-1-t.jpg
Абдулай Батили –
первый африканец
на посту
спецпредставителя по Ливии.
Фото с сайта www.un.org 
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил о назначении 75-летнего сенегальского политика и многолетнего сотрудника ООН Абдулая Батили новым спецпредставителем по Ливии и главой Миссии ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ). Тем самым был положен конец перерыву, последовавшему за отставкой словацкого дипломата Яна Кубиша с этого поста в ноябре 2021 года.

Назначение Батили совпало с острым кризисом в Ливии. 27–28 августа в Триполи в самых густонаселенных районах произошли боестолкновения между соперничающими группировками с применением тяжелого оружия. В результате погибли 32 человека, 159 получили ранения. Это стало самым крупным столкновением враждующих группировок с 2020 года.

Премьер-министр Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба пообещал привлечь виновных к ответственности, однако ливийцы не верят его обещаниям. Беспорядки в стране происходят уже более 10 лет, но никто не понес сурового наказания.

Эти столкновения произошли через шесть месяцев после назначения в феврале парламентом в Тобруке экс-министра внутренних дел Фатхи Башаги новым премьер-министром страны. Он неоднократно заявлял, что не будет применять силу для входа в столицу и роспуска ПНЕ. Однако события конца августа в Триполи показали, что лояльные Башаге группы готовы принять все меры для захвата власти.

Августовские боестолкновения также показали, что общее число боевиков, находящихся в столице, сократилось более чем на 80% по сравнению с тем временем, когда сотни небольших групп контролировали различные части Триполи. Дело в том, что многие ушли из города из-за нехватки ресурсов, а более крупные группы пробились в различные правительственные ведомства, в том числе в полицию.

В число тех, кто принял участие в боестолкновениях за Башагу, входили «Бригада аль-Наваси» и остатки группировки «Революционные бригады Триполи», которые потеряли большое количество своих бойцов во время неудачного наступления Ливийской национальной армии Халифы Хафтара на Триполи в 2019 году. Остальные вооруженные группы, выступившие в поддержку Башаги, включали в себя Силы Зинтана Усамы аль-Джувейли, однако им не удалось войти в столицу. В состав другого соединения из Мисураты, родного города Башаги, входили «Бригада аль-Халбус», бригада «Хиттин», бригада «Аль-Марса», силы «Або-Зреба» из Завии. Однако ни одно из этих формирований также не достигло Триполи, потому что их отговорили от конфронтации с ПНЕ Дбейбы. Если бы они прибыли в Триполи, ситуация для него могла быть намного хуже.

На стороне главы ПНЕ в дополнение к Силам стабилизации (именно они обеспечивали охрану Дбейбы, когда он прибыл в Триполи) воевали Специальные силы сдерживания («Аль-Радаа») во главе с Абдулом Рауфом Карой. На помощь к Дбейбе пришли также Силы Эмада аль-Трабилиси из Зинтана, 610-я бригада, 301-й батальон из Мисураты и 52-я пехотная бригада из Завии.

Страна вступила в фазу очередного политического тупика после того, как Высшая национальная избирательная комиссия Ливии, сославшись на политические и юридические препятствия, отложила на неопределенный срок проведение президентских и парламентских выборов, назначенных на 24 декабря 2021 года. Фактически же выборы были сорваны из-за нескольких спорных кандидатур и глубоких разногласий между соперничающими центрами силы по поводу правовой основы голосования. Отсрочка выборов и отказ Дбейбы уйти с поста премьера ПНЕ после истечения срока полномочий еще больше обострили противоречия между Востоком и Западом.

На данный момент ни одна сторона конфликта по-настоящему не заинтересована в проведении выборов. Ливийские элиты делают ставку на военную силу и беспринципные конъюнктурные альянсы, лишь бы остаться у власти.

Протесты как на востоке, так и на западе Ливии показывают, что граждане разочаровались в действующих политиках и не делают различия между ними. Ливийцы недовольны сложившимся статус-кво в целом, включая существование двух правительств – Дбейбы и Башаги. Люди намерены продолжать демонстрации до тех пор, пока все правящие элиты не уйдут из власти. Отчаявшиеся народные массы выходят на улицы из-за постоянного отключения электроэнергии, роста цен, безрезультатных поисков работы, массовых нарушений прав человека. Это мешает и восточному, и западному истеблишменту использовать протестную активность в своих интересах, так как ему нечего предложить обедневшим согражданам.

Надежды на позитивные изменения в стране большинство ливийцев связывают прежде всего с проведением всеобщих выборов. Однако многие специалисты сомневаются, что их удастся организовать в ближайшее время. Несмотря на последние переговоры представителей Высшего государственного совета и тобрукского парламента по «дорожной карте» выборов и на периодические декларации по этому поводу, люди не верят в серьезность намерений не только местных политиков, но и их зарубежных союзников.

Внутриполитическая обстановка в Ливии имеет тенденцию к дальнейшему обострению. Очередные столкновения с жертвами среди гражданского населения произошли 25 сентября в городе Завия. Башага не преминул обвинить в этом происшествии правительство Дбейбы.

Борьба соперничающих группировок за власть и основное богатство страны – нефть – угрожает возобновлением гражданской войны. Но уже всем понятно, что военного решения кризиса не существует. Единственная возможность выйти из него – путем компромиссов найти устраивающий все противоборствующие группировки консенсус.

Новому спецпредставителю ООН, кстати, первому африканцу на этом посту (до него было четыре европейца, два представителя с Ближнего Востока и одна из США – Стефани Уильямс, исполняющая обязанности) придется взяться за решение сложнейшей задачи, которую не удалось разрешить всем его предшественникам. Ему фактически с нуля придется возобновить усилия по урегулированию конфликта. Опыт работы в кризисных ситуациях в различных регионах Африки у Батили есть. Он был заместителем спецпредставителя ООН по стабилизации в Мали, спецпредставителем по Центральной Африке, спецсоветником генсека ООН по Мадагаскару.

Батили на посту спецпредставителя по Ливии прежде всего необходимо отказаться от того, что и как делали все его предшественники. Если он пойдет по их пути, то это неизбежно приведет к такому же финалу карьеры, как и Кубиша.

Чтобы этого не произошло, Батили следует убедить все ливийские субъекты взять на себя обязательства воздерживаться от политизации и разрушения существующих финансово-экономических государственных институтов. В частности, Центрального банка (ЦБ) и Национальной нефтяной компании (ННК).

В отношении ЦБ важно предложить действенный механизм контроля со стороны ООН за его активами, а ННК необходимо возобновить полноценную деятельность всех своих предприятий. Получаемые от экспорта нефти средства необходимо направить на решение первоочередных экономических проблем и предоставление людям базовых услуг. Они должны реально ощутить, что богатства страны принадлежат всем ее гражданам и справедливо распределяются между всеми. Это также позволит нивелировать усиливающиеся сепаратистские настроения на юге Ливии.

Другой проблемой, на решении которой спецпредставителю ООН необходимо будет сосредоточиться, – это защита прав человека на всей территории Ливии. К сожалению, преследования, незаконные аресты, похищения и убийства людей, насилие в отношении женщин-активисток продолжаются.

Безусловно, придется держать под постоянным вниманием соблюдение эмбарго ООН на поставки оружия. Оно по-прежнему поступает в Ливию.

Лишь создав условия для решения экономических проблем народа и уважения его прав, можно будет вести речь о подготовке и проведении выборов. Здесь Батили придется употребить весь свой талант дипломата и, как его назвали в МИД Алжира, «убежденного панафриканца», чтобы договориться со всеми нынешними ливийскими лидерами, которые не войдут в новую конфигурацию власти, об условиях, в том числе экономических, их достойного ухода из активной политики.

В ближайшее время Москву должен посетить спикер Палаты представителей Ливии Агила Салех. Судя по появившимся утечкам в ливийских СМИ, он намерен представить в том числе новую инициативу политического урегулирования в стране. Салех уже совершил с подобными целями визиты в ряд стран Ближнего Востока. Одно из его предложений – изменение ПНЕ путем его возможного слияния с кабинетом Башаги. Реакция нового спецпредставителя ООН на эту идею спикера парламента пока неизвестна.



Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
2159
Макрон попытался помирить своих соотечественников

Макрон попытался помирить своих соотечественников

Игорь Селезнёв

Грузинским властям и оппозиции предложили начать переговоры

0
4462
Макрон лихорадочно ищет пути выхода из политического кризиса

Макрон лихорадочно ищет пути выхода из политического кризиса

Данила Моисеев

Елисейский дворец пытается посеять раздор между членами парламентской фракции левых

0
3571
Неожиданности климатической конференции в Баку

Неожиданности климатической конференции в Баку

Олег Никифоров

CОР29 вопреки пророчествам закончилась принятием совместного коммюнике

0
6564

Другие новости