1
15975
Газета Дипкурьер Печатная версия

30.01.2022 17:14:00

Последнее предупреждение Кремля

В ответах США и НАТО не учтены принципиальные озабоченности России

Валерий Гарбузов

Об авторе: Валерий Николаевич Гарбузов – директор Института США и Канады РАН

Тэги: дипломатия, переговоры, сша, нато, рф, безопасность, снг, украина, конфликт


дипломатия, переговоры, сша, нато, рф, безопасность, снг, украина, конфликт Переговоры в Женеве глав внешнеполитических ведомств США и России Энтони Блинкена и Сергея Лаврова не принесли ожидаемого результата. Фото Reuters

Распад СССР, одной из двух супердержав мира, завершив эпоху глобального биполярного противостояния, привел к развитию процессов, масштаб и глубина которых вряд ли осознавались участниками совещания в Беловежской Пуще в декабре 1991 года. И не только потому, что собравшиеся там люди явно не обладали редким, но необходимым в подобных ситуациях даром – видеть дальше своих современников.

Создание на развалинах супердержавы аморфной коалиции СНГ и разрушение сложившейся во второй половине XX века биполярной глобальной конфигурации сразу же запустили процессы перестройки сформировавшегося ранее мирового порядка. В отличие от зафиксированного в Беловежских соглашениях одномоментного прекращения существования СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности», эта геополитическая перестройка растянулась на целых три десятилетия. И она пока не завершена, что объясняется ее внутренними противоречиями, чередованием разнонаправленных шагов и движением вспять.

Крах Советского Союза и разрушение биполярной структуры мира не только положили конец глобальной конфронтации двух супердержав и их союзников, но и привели к расширению западного блока, выступавшего отныне в качестве полюса притяжения для государств, входивших в орбиту советского влияния. Распад интеграционных структур Восточной Европы (Организация Варшавского договора, Совет экономической взаимопомощи) не сопровождался аналогичными процессами в НАТО и ЕС, которые, сумев адаптироваться к новым реалиям, за счет движения на восток расширили сферу собственного влияния и ответственности. Благодаря этому в мире быстро формировалась принципиально иная геополитическая реальность, в которую ослабленная утратами новая Россия явно не вписывалась. 

Существенным фактором этой реальности стал обновленный военно-политический блок НАТО, созданный еще в 1949 году с целью защиты Европы от советского проникновения. Реформированный в начале 90-х годов, он тем не менее воспринимался Россией как инструмент ее сдерживания.

Метания в поисках собственного достойного места в изменившемся мире не сразу привели ее к нынешнему внешнеполитическому курсу. Отличавшаяся хаотичностью политика президента Бориса Ельцина нацеливалась на отход от коммунизма и советского изоляционизма, на восприятие западных ценностей, на быструю и поспешную интеграцию страны в уже существовавшие мировые структуры и объединения. Политика пришедшего в 1999 году к власти Владимира Путина оказалась принципиально иной. Внешнеполитический вектор этого президента приобрел антиамериканскую и антизападную направленность, а прежний курс начал корректироваться.

Спустя 30 лет после краха СССР стало ясно: утратив былые сферы регионального и глобального влияния, безуспешно пытаясь в условиях разрыва экономических связей удержать сегменты советского наследства, противодействуя исходящей от ряда бывших республик и восточноевропейских союзников СССР русофобии, РФ неожиданно оказалась в геополитическом тупике.

Стремясь при помощи энергетической стратегии и интеграционных усилий создать новые геополитические поля и сформировать (прежде всего по периметру собственных границ) стратегическое пространство безопасности, Россия все чаще стала восприниматься на Западе как ревизионистская держава. Ее дипломатические усилия не имели должного эффекта, а попытки решать возникающие проблемы военным путем лишь укрепляли стремление Запада к ее сдерживанию. Инструментом такой политики стал масштабный санкционный режим, ранее никогда не применявшийся Западом даже в отношении СССР.

Приблизившийся вплотную к российским границам и вдвое расширившийся за счет приема новых членов блок НАТО стал для России вызовом первой четверти XXI века – главной угрозой ее стратегической стабильности. Причем осознание этого пришло не сразу. Первоначальное восприятие Россией 90-х годов НАТО как партнера, а также ее выжидательная позиция в XXI веке, в условиях заморозки отношений в формате Совета Россия–НАТО, сдерживали формирование долговременной стратегии, откладывая тем самым на неопределенный срок неизбежное выяснение отношений между ними.

В сложившихся обстоятельствах, при длительном отсутствии взаимного доверия и конструктивных контактов Россия вдруг выступила с неожиданно масштабной, но явно просроченной и заведомо невыполнимой инициативой, предложив США и НАТО заключить два документа: Договор между РФ и США о гарантиях безопасности и Соглашение о мерах обеспечения безопасности РФ и государств – членов НАТО, проекты которых были переданы им 15 декабря 2021 года. Суть предложений состояла в следующем: исключение дальнейшего расширения НАТО на восток, отказ от приема бывших советских республик, а также отказ от военного сотрудничества с ними. Стороны должны были взять на себя обязательства не размещать ракеты, способные поражать цели на территории друг друга, а также не размещать ядерное оружие за пределами собственных границ.

Эта инициатива, которая в случае реализации могла бы стать началом коренной перестройки всей системы международной безопасности в Европе и мире, первоначально была воспринята Западом как сотканный из пропаганды и шантажа ультиматум. Хотя такая реакция и сопровождалась в меру одобрительными дипломатическими реверансами со стороны обескураженного адресата, попадать в хитрую ловушку, расставленную Путиным под Рождество, он явно не собирался.

Как, впрочем, и ожидалось, инициированные Россией переговоры о гарантиях собственной безопасности, нацеленные на то, чтобы решить перезревшую проблему одним махом, не принесли ожидаемого результата. Западные партнеры России оказались крайне дипломатичны, но на редкость несговорчивы. Никаких письменных обещаний с юридическими гарантиями (чего настоятельно требовала российская сторона) относительно прежде всего нерасширения НАТО на восток от них так и не последовало, а сами переговоры воспринимались Россией как неудачные. Правда, все еще оставались надежды на введение моратория на размещение нового поколения ракет средней и меньшей дальности в Европе и создание нового механизма контроля над вооружениями.

Однако вечером 26 января письменные ответы от США и НАТО, на которых настаивала Россия, все же последовали. В них, как и ожидалось, содержался отказ от выполнения главных требований Кремля. Политика НАТО на постсоветском пространстве (вопрос, который был ключевым в пакете российских предложений) пересмотру не подлежала. Запад намеревался и впредь поддерживать Украину и не собирался предоставлять какие-либо гарантии относительно нерасширения Североатлантического альянса, отказываясь от принципа «открытых дверей».

Стремясь переключить внимание российской стороны на другие проблемы, возлагая на нее ответственность за эскалацию на границе с Украиной и подготовку вторжения на ее территорию, США и их союзники выразили тем не менее готовность к переговорам и обсуждению важных, но все же второстепенных для России проблем.

В их числе: размещение стратегического и наступательного оружия в Украине, расширение взаимодействия между США и Россией, улучшение контроля над проводимыми учениями, возвращение к взаимным инспекциям, возобновление диалога по контролю над вооружениями и поддержание стратегической стабильности. НАТО предложило возобновить отношения в формате Совета Россия–НАТО, установив прямую линию связи и восстановив миссии в Москве и Брюсселе.

И все-таки: на что же было рассчитано получившее неудовлетворительный ответ Запада последнее российское предупреждение? Его, включенное в пакет из сопутствующих, но второстепенных предложений, заведомо неприемлемое главное требование о нерасширении НАТО, вряд ли могло вызвать какую-либо иную реакцию, кроме отторжения. Или, может быть, подлинная миссия этого рождественского послания состояла совсем в ином?

Несмотря на неудовлетворенность России от полученных ответов, появившаяся в обстановке почти полного отсутствия контактов и дефицита взаимного доверия ее инициатива (в качестве инструмента принуждения) могла бы сыграть реальный положительный эффект, а именно: открыть двери тому долгожданному двустороннему диалогу, который блокировался на протяжении нескольких последних лет. Каким окажется его старт – зависит от обеих сторон.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
998
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
983
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1015
У нас

У нас

0
385

Другие новости