Косовский вопрос был в центре внимания переговоров Александара Вучича с Владимиром Путиным. Фото Sputnik/Reuters
Уходящий год для Балкан в целом и российско-сербских отношений в частности, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, выдался довольно активным. В том числе по этой причине ожидающийся 15–16 декабря визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Белград и Сараево должен будет подчеркнуть важную роль отношений России с Сербией и Боснией и Герцеговиной (БиГ). Эти две страны остаются единственными в Европе, не поддержавшими антироссийские санкции. Притом что боснийская позиция по этому вопросу связана исключительно и полностью с мнением Республики Сербской – одного из двух государствообразующих энтитетов БиГ – и ее лидера Милорада Додика. Как и 100 лет назад, сербы остаются надежным союзником Москвы в Европе.
В рамках визита помимо текущей экономической ситуации и торговли, очевидно, будет обсуждаться и вопрос Косово. Москва твердо стоит на позиции необходимости соблюдения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, согласно которой Косово считается частью Сербии. Это же записано в сербском Основном законе. Однако фактически Белград не контролирует даже три сербонаселенные общины (Звечан, Лепосавич, Зубин поток) на севере Косово, не говоря уже об остальной территории бывшей автономии. По этой причине некоторое время назад обсуждалась возможность «разграничения территорий», в соответствии с которой сербские общины возвращались бы под власть Белграда в обмен на две албанские общины на юге страны (Прешево и Буяновац), передаваемых Приштине.
Данный вопрос неоднократно обсуждался президентом Сербии Александаром Вучичем как с косовскими, так и с западными партнерами, а также с Москвой. Президент Владимир Путин говорил, что Россия согласится с любым приемлемым для Сербии вариантом решения вопроса. Но то ли в силу внутреннего раздрая и неуступчивости части косовских элит, то ли в силу позиции канцлера ФРГ Ангелы Меркель о недопустимости пересмотра административных границ в Европе решение так и не было найдено.
На последних переговорах сербского лидера с руководителями мятежной автономии, состоявшихся в Вашингтоне 4 сентября по приглашению Дональда Трампа, были подписаны два параллельных документа об «экономической нормализации» – между США и Сербией и между США и Косово. В них планы развития экономического взаимодействия по линии Белград–Приштина (строительство авто- и железнодорожных магистралей, развитие малого и среднего бизнеса, создание безвизового пространства между Албанией, Северной Македонией и Сербией и др.) были дополнены рядом обязательств, выходящих за рамки региона. С очевидно предвыборной целью Трамп предложил включить в сербо-албанское урегулирование элементы ближневосточной повестки, связанные с признанием Иерусалима столицей Израиля, а «Хезболлы» – террористической организацией. Но если для Белграда это избыточные, но в известной степени безобидные шаги, то для мусульманского Косово, пользующегося серьезной поддержкой исламского мира, подобные обязательства, взятые на себя премьер-министром Авдуллахом Хоти, могли бы стоить ему отношений с Лигой арабских государств. В любом случае теперь после ожидаемого ухода Трампа эти договоренности будут стоить «дешевле бумаги, на которой подписаны».
За прошедший год Сербия вышла в безусловные лидеры своего региона – как по темпам роста ВВП, так и с точки зрения геополитического веса, который страна набирает при Вучиче. На прошедших 21 июня отложенных на два месяца из-за пандемии парламентских выборах президентская Сербская прогрессивная партия получила более 60% голосов избирателей, впервые в истории самостоятельно взяв конституционное большинство в 188 из 250 депутатов. Но при этом правящая коалиция была сформирована с участием всех прошедших избирательный барьер партий (Соцпартия и движение СПАС).
В сентябре этого года под колоссальным давлением Брюсселя Белград был вынужден ввести мораторий на участие в любых военных маневрах сроком на шесть месяцев. Поводом для такого рода нападок стали традиционные учения «Славянское братство», которые прошли в Белоруссии. По мнению профессора МГИМО Елены Пономаревой, «замораживание участия во всех военных маневрах, учитывая плотное включение страны в евро-атлантические процессы, – очень смелый шаг сербского правительства». Особое раздражение у западных коллег вызывает тот факт, что РФ является крупнейшим военно-техническим донором сербской армии. ВС Сербии безвозмездно получили шесть МиГ-29, 30 бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2МС и 30 танков Т-72МС. К этому следует добавить значительные скидки и другие льготы при получении сербской стороной оружия и военной техники у России.
Не менее значимой гарантией мира в регионе, считает профессор, является политика военного нейтралитета Сербии. Теперь это не просто важные для Москвы слова, а нормативно обязывающая практика. Новая Стратегия обороны республики (принята 27 декабря 2019 года) гласит: военный нейтралитет – как оборонная политика Сербии, проистекающая из ее национальных ценностей и интересов, а также международного положения.
Находившаяся в экономических аутсайдерах из-за санкций времен Слободана Милошевича и длительного периода их преодоления сегодня страна уверенно развивается, используя преимущества своего геополитического положения – моста между Европой и Азией. Единственная на Балканах имеющая режим беспошлинной торговли с Россией Сербия после начала санкционной войны Запада с Москвой стала наиболее привлекательным «офисом» для желающих продолжать сотрудничество с РФ европейских компаний. Вучичу с поправкой на масштаб государства удается довольно успешно использовать опыт югославского лидера Иосипа Броз Тито, идеолога «движения неприсоединения».
В отличие от него лидеры соседних стран не могут похвастаться сколь-либо значительными успехами. В Болгарии последние месяцы не утихают протесты против премьер-министра Бойко Борисова. Его македонский коллега Зоран Заев, несмотря на заключенный с Грецией исторический Преспанский договор, изменивший даже название страны, испытывает проблемы с рейтингом доверия и находится в шаге от вероятной отставки из-за блокирования евроинтеграции Северной Македонии – теперь уже по аналогичным греческим претензиям со стороны Софии, не признающей существование отдельного македонского языка и македонской нации.
Казалось бы, бессменный черногорский лидер и полновластный хозяин самой маленькой республики бывшей Югославии Мило Джуканович спустя 30 лет потерял всю полноту власти, уступив по итогам парламентских выборов один (!) мандат оппозиционной коалиции, сформировавшей правительство во главе с профессором Здравко Кривокапичем. Как уже стало понятно, новый премьер Черногории не намерен инициировать выход страны из НАТО, но притом будет стараться нормализовать испорченные отношения с Белградом и Москвой. За неделю до голосования в парламенте по новому составу правительства Подгорица на прощание объявила персоной нон грата посла Сербии в Черногории Владимира Божовича и потребовала его выдворения в течение 72 часов. Обычный в дипломатической практике и уже объявленный ответный жест Белграда был в последний момент отменен лично президентом Вучичем из-за нежелания продолжать участвовать в разрушении отношений двух прежде братских стран.
2020 год стал временем подготовки к большому компромиссу – главному событию сербско-албанских отношений ближайшего будущего. От того, как скоро два прежде недружественных народа найдут точки соприкосновения для мирного и успешного сожительства по соседству, зависят долгосрочный мир и процветание на Балканах. К слову, Вашингтон активно содействует этому процессу – спецпредставитель президента США по косовскому урегулированию Ричард Гренелл объявил о выделении 12 млрд долл. на реализацию этих целей экономическими средствами в течение пяти лет. На них собираются построить участок автомагистрали и сопутствующую инфраструктуру по маршруту Ниш–Приштина, который позволит связать Белград с албанским портом Дуррес прямой автострадой. Таким образом, Сербия могла бы получить неожиданный выход к Адриатическому морю – через Албанию. В ситуации тесной экономической кооперации сербов с албанцами был бы снят с повестки дня вопрос политического признания Косово, что позволило бы наконец залечить раны прошедшей войны и простить друг друга. Россия с ее богатейшим опытом межнационального сотрудничества, кстати, тоже могла бы быть частью этого процесса. Но Москва занимает подчеркнуто дистанцированную позицию, предпочитая инициативной политике практику невмешательства.
комментарии(0)