Камала Харрис и Джозеф Байден приветствуют сторонников после того, как СМИ объявили демократов победителями. Фото Reuters
Москва не надеется на кардинальные изменения российско-американских отношений при новой администрации США. Об этом 12 ноября заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью по актуальным вопросам международной повестки. По его словам, на российском направлении в Кремле «каких-либо революционных перемен не ожидают».
Лавров предположил, что в случае инаугурации демократа Джозефа Байдена он будет проводить внешнюю политику, схожую с линией Барака Обамы. Байден был вице-президентом в администрации Обамы, политику которой в отношении России можно разделить на две части. Это период перезагрузки, когда российско-американские отношения развивались весьма динамично и едва ли не достигли пика за всю постсоветскую историю. После возвращения на пост президента Владимира Путина наступил второй период, который особенно отчетливо проявился в связи с присоединением в 2014 году Крыма. Он характеризовался резким ухудшением двусторонних отношений и явным доминированием соперничества.
Несмотря на определенные изменения в риторике со стороны 45-го президента США Дональда Трампа, двусторонние отношения продолжили деградацию. Именно в период правления Трампа произошло разрушение их основных несущих конструкций. Достаточно сказать, что в 2017–2020 годах против России 46 раз вводились санкции по всем возможным поводам – от Украины до Сирии, от химического оружия до энергетического сотрудничества России и Германии. Такого не было ни при одной другой администрации США, чьи руководители были гораздо менее позитивны в своих публичных высказываниях по отношению к РФ.
Отношения с Россией были одним из ключевых пунктов предвыборной кампании Байдена, когда речь заходила о внешней политике. За неделю до выборов он даже назвал Россию самой серьезной глобальной угрозой для Вашингтона, а Китай – главным конкурентом США. «Думаю, что прямо сейчас самая большая угроза для Америки с точки зрения подрыва нашей безопасности и наших альянсов – это Россия», – сказал он в интервью каналу CBS.
В Москве назвали оценку Байдена неверной. «Это совсем не так, мы с этим абсолютно не согласны. Мы можем только сожалеть, что таким образом насаждается абсолютная ненависть к Российской Федерации», – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. На днях он повторил, что Россия, как заявлял Путин, готова работать с любым президентом, которого выберут американцы. «Конечно, нам импонировал бы президент, который захочет как-то реанимировать наши двусторонние отношения», – уточнил представитель Кремля.
Байден заявлял, что займет более жесткую позицию по отношению к Путину по сравнению с позицией Трампа. «В отличие от Трампа я буду защищать наши демократические ценности и противостоять автократам, таким как Путин», – написал он в Twitter в августе. А также пригрозил «наказать» Москву, если она вмешается в выборы 2020 года, и отверг идею Трампа о том, чтобы снова пригласить Россию в «большую семерку».
Как видим, позиция Байдена предполагает, что напряженность в отношениях между Москвой и Вашингтоном не только сохранится, но и может усугубиться после его вступления в должность. Однако контроль над вооружениями – одна из немногих сфер, которые, по мнению аналитиков, могут стать платформой для продуктивных переговоров между РФ и США. Тем более что Байден неоднократно говорил о целесообразности продления истекающего 5 февраля 2021 года Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название СНВ-3).
В октябре Путин отметил, что такие заявления – очень серьезный элемент возможного взаимодействия с США в будущем. Он предложил продлить ДСНВ как минимум на год без дополнительных условий и за это время провести содержательные переговоры по новому договору. В свою очередь, МИД РФ заявил о готовности России в случае продления договора на год вместе с американской стороной заморозить ядерные арсеналы на этот срок при отсутствии дополнительных требований США.
Между тем надежды на то, что после выборов в США прояснится судьба ДСНВ, не оправдались. Ситуацию осложняет то, что Трамп не признает своего поражения и пытается в судебном порядке оспорить итоги голосования в целом ряде штатов. В условиях продолжающегося ажиотажа вокруг президентских выборов, по словам Лаврова, Москва не ожидает реалистичных предложений от США по продлению ДСНВ и подождет, пока ситуация успокоится.
Вместе с тем постпред РФ при ООН Василий Небензя, оценивая перспективы двусторонних отношений при вступлении Байдена в должность, отметил принципиальную готовность Байдена продлить ДСНВ. «Это не значит, что у нас все будет очень гладко в области вооружений и разоружения с американцами, если придет демократическая администрация. Но то, что Байден понимает необходимость продления ДСНВ, – это факт»,– считает он.
Впрочем, иного подхода от Байдена было бы странно ожидать. В 1979 году при президенте Джимми Картере он приезжал в Москву, чтобы обсудить детали Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2, одного из предшественников ДСНВ) с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко. А ДСНВ, подписанный в 2010 году, считается детищем Дмитрия Медведева и Барака Обамы, у которого Байден был вице-президентом. И если Трамп утверждал, что этот договор невыгоден для США, то для Байдена продление ДСНВ – логичный шаг. Правда, ему «придется предпринимать действия в течение всего 16 дней до того момента, пока не истечет последнее остающееся в силе соглашение, сдерживающее две крупнейшие в мире ядерные державы», – подчеркивает АР и напоминает, что Байден вступит в должность 20 января 2021-го.
В общем, в чем-то Байден может оказаться более удобным для Кремля, а в чем-то – менее удобным, что чревато новыми трениями в отношениях. Несомненно, он станет наращивать поддержку Украине, которую не раз посещал с официальными визитами, и начнет более жестко ставить вопрос о правах человека в России. Байден, как ожидается, продолжит критику в адрес Путина, но его подход к отношениям с Москвой может стать более последовательным и предсказуемым. При этом двусторонних саммитов, по крайней мере в ближайшем будущем, не будет. Максимум – встреча на полях многосторонних мероприятий.
Выходит, возможная смена хозяина Белого дома будет иметь важное значение для многих стран, но в меньшей степени для России. Российско-американские отношения и так находятся в стабильно негативном состоянии, а возможность их существенного улучшения пока не просматривается.
комментарии(0)