0
13593
Газета Дипкурьер Печатная версия

18.10.2020 17:04:00

В Киргизии в очередной раз открыли ящик Пандоры

Республику ждут новые выборы парламента и президента

Кубатбек Рахимов

Об авторе: Кубатбек Рахимов – PhD in economics, EMBA, MPA, советник премьер-министра Кыргызской Республики.

Тэги: киргизия, выборы, революция, переворот, протест, экономика


киргизия, выборы, революция, переворот, протест, экономика Выборы в Киргизии опять обернулись революцией. Фото с сайта www.azattyk.org

Когда речь заходит о Киргизии, то по состоянию на октябрь 2020 года складывается весьма любопытный, но не совсем приглядный портрет. Если кратко и стереотипично обозначать, то получается так: Киргизия практически failed state по международной классификации, три переворота за 15 лет, более 33 премьеров за 29 лет независимости, страна с непредсказуемым инвестиционным климатом, «Контрабандистан» в масштабах ЕАЭС и стран Центральной Азии, около 1 млн человек из 6,5 млн населения на заработках или ПМЖ за пределами страны.

Не хотелось бы впадать в иную крайность и упорно доказывать прямо противоположное, но все же хотелось бы к стереотипности добавить стереоскопичности, так сказать. Несмотря на обвинения в failed state, большинство экспертов все же признают факт того, что Киргизия не подпадает в категорию подобных стран. Слабая государственность не есть отрицание государственности как таковой и не является такой уж редкостью среди более чем 200 стран мира.

Исторически кыргызы не имели своей вертикали власти в отличие от тех же кочевых казахов, близких по языку и обычаям. Здесь можно обозначить несколько факторов – в отличие от горизонтального кочевья казахов в степях кыргызы использовали вертикальное кочевье в пределах долин, предгорий и летних горных пастбищ (джайлоо). Горизонтальное кочевье требовало гораздо больше взаимодействия на уровне как родов и племен, так и координации в части внешних угроз из-за необходимости совершать кочевье иногда на тысячи километров. Вертикальное кочевье же находилось, как правило, в пределах нескольких десятков и сотен километров, и отдельные рода и племена помимо объединения в условиях внешней угрозы большей частью конкурировали между собой. Ни один хан кыргызов не был, по сути, ханом всех кыргызов, а представлял лишь часть племен, и то на ограниченное время. Все это наложило отпечаток на этноэкономику современных кыргызов, несмотря на серьезную трансформацию в советский период. Поэтому многие ответы на сегодняшние вопросы лежат в плоскости этноэкономики и соответствующей проекции на политические процессы.

В частности, очень глубоко в коллективном подсознательном лежит связка «власть–собственность». Конечно, эта пара так ли иначе является привычной для любого общества как в историческом, так и в современном срезе. Но специфика экономики в Киргизии такова, что в условиях ограниченного рынка, низкой покупательской способности населения, малой инвестиционной активности и отсутствия стабильных доходов от транзита большая часть экономики относится к сфере услуг с преимущественно малым бизнесом. Крупных предприятий после распада СССР практически не осталось, новые горнорудные предприятия не нуждаются в большом количестве работающих и т.п. Соответственно государство и вся система государственной власти, включая правоохранительные органы, автоматически превращаются в крупнейшего работодателя, самодостаточную и привлекательную часть экономики. К слову, в Киргизии роль государственного участия, если смотреть через размеры государственного бюджета и ВВП страны, достаточно скромная – это всего 25% от ВВП (2 млрд долл. относительно 8 млрд долл. по итогам 2019 года).

В государственном и муниципальном секторах занято около 320 тыс. человек – это всего лишь 5% населения страны, но стабильность доходов и, самое главное, доступ к ресурсам государства являются мощным мотиватором. Соответственно коррупция и различные механизмы преференциального доступа к бюджетным средствам превратились в особую сферу деятельности, которая покрыла и правоохранительные органы страны. Что касается беловоротничковой коррупции, то наиболее лакомым кусочком являются внешние кредиты и гранты. Учитывая хронический дефицит бюджета страны и то, что доходная часть государственного бюджета живет с колес, не имея ни фонда национального благосостояния, ни полноценных ресурсов банковской системы, то в условиях того же кризиса, вызванного пандемией коронавируса, происходит резкое наращивание внешнего долга с обязательным грант-компонентом. Если в период президентства Алмазбека Атамбаева (2011–2017) произошел резкий рост внешнего долга за счет беспрецедентных заимствований у Китая под инфраструктурные и энергетические проекты, то в период 2018–2019 годов страна пыталась уменьшать внешний долг за счет умеренного роста внутреннего долга и качественного управления бюджетным дефицитом. И в целом это получалось, что признают даже критики президента Сооронбая Жээнбекова и премьер-министра в этот период Мухаммедкалыя Абылгазиева.

Однако 2020 год внес свои коррективы в данный процесс, и был опять открыт традиционный кыргызский ящик Пандоры в виде резкого наращивания внешних заимствований в условиях экономического кризиса. И на этом фоне не были отменены парламентские выборы, планово приходящиеся на октябрь 2020 года.

Фактически не было полноценной предвыборной кампании, и многие партии пошли путем наименьшего сопротивления, а именно подкупа голосов избирателей. Возможно, что это был единственный путь в условиях скоротечной предвыборной борьбы, но результатом этого было прохождение всего лишь 4 из 16 партий, участвующих в выборах. Большая часть избирателей, сильно пострадавших в условиях экономического кризиса, воспринимали выборы как возможность немного заработать, тем самым обеспечили прохождение трех провластных олигархических партий и одной оппозиционной. Надо отметить, что технически избирательная система в Киргизии является одной из самых продвинутых – здесь используется биометрическая идентификация личности избирателя и полностью исключены «карусели» и т.п. Однако если in vitro система в целом сработала законно и по процедурам, то сами выборы были «хакнуты» за пределами технологии, предоставленной в свое время южнокорейской компанией. Речь идет о возможности открепления избирателей от своих участков и переброске их на другие. В этой операции была задействована почти четверть зарегистрированных избирателей, что было беспрецедентно по охвату и использованным ресурсам. Одна из партий имеет прямое отношение к символу «Контрабандистана», а именно бывшему заместителю таможенной службы Раимбеку Матраимову, именуемому в народе как Раим-миллион. Ну и не является секретом, что он тоже представляет мощные южные кланы, как и президент страны.

Таким образом, резкое нарушение баланса север–юг было налицо: из трех провластных партий две были условно южно-северные, а третья – северно-южная. Но в целом это один из факторов, который в последнее время не является таким доминирующим. Более того, 55 из 120 депутатов нынешнего созыва (непопулярных в народе и презрительно называемых «чимкирики», или «сопливые») прошли в составе этих партий в новый созыв. Общие проблемы страны, такие как всепроникающая коррупция, кумовство и непотизм, разрушенные социальные лифты в условиях постоянного роста населения, неповоротливость государственной машины, эрозия этических ценностей и вакуум идеологии, на фоне серьезного экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, – все это сдетонировало события 5–10 октября.

Однако ситуация пошла не по стандартному сценарию, несмотря на невероятный калейдоскоп событий. Впервые общественные силы остановились на грани легитимности ветвей власти или сценария скатывания в неуправляемое пике. Был выбран первый сценарий, все стороны так или иначе признали легитимность и президента, и пока еще действующего парламента, который должен работать до итогов теперь уже повторных выборов. Со второй попытки утвержден новый состав кабинета министров и премьер-министр. В этом уникальность ситуации октября 2020 года в отличие от более драматических событий 2005 и 2010 годов.

Таким образом, страна прошла (или идет?) по грани между легитимностью и проявлением гипертрофированного чувства справедливости, впрочем, часто носящей характер абстрактной и легко трансформируемой в зависимости от нахождения той или иной группы во власти. Сценарии развития в ближайший год так или иначе включают в себя три основных компонента – повторные выборы в республиканский парламент, досрочные выборы президента и изменения в конституционное устройство в сторону парламентской республики.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
265
В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

Ольга Соловьева

Стоимость базового набора еды в торговых сетях оказалась ниже, чем у Росстата

0
276
Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Определились кандидаты на пост главы государства от двух главных политических сил

0
321
Моди устоял после выборов в двух штатах Индии

Моди устоял после выборов в двух штатах Индии

Владимир Скосырев

Оппозиция бросает вызов правящей партии

0
325

Другие новости