0
31140
Газета Дипкурьер Печатная версия

28.06.2020 17:06:00

Горячие точки Арктики

Россия отвечает на внешние вызовы национальной безопасности в регионе

Валерий Журавель

Об авторе: Валерий Петрович Журавель – руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН.

Тэги: арктика, россия, национальная безопасность, международные вызовы


арктика, россия, национальная безопасность, международные вызовы Российские военные впервые совершили десантирование с высоты 10 тыс. метров в арктических условиях. Фото со страницы Министерства обороны РФ в «Вконтакте»

10 июня Дональд Трамп подписал «Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике», где отметил, что стране для защиты собственных интересов и интересов своих союзников нужен «работоспособный ледокольный флот», который должен быть готов к финансовому 2029 году. 15 июня в Северном море произошла катастрофа F-15 ВВС США. Это уже шестое серьезное авиационное происшествие в американских ВВС за последние два месяца. Периодически о своих амбициях в Арктике заявляет Китай, активно строя ледоколы и суда ледового класса. Ряд европейских стран планируют расширить деятельность в регионе.

Эти и другие заявления и события говорят о том, что Арктика становится объектом жизненных интересов и устремлений целого ряда государств в условиях быстро меняющейся геополитической обстановки в мире и непосредственно в этом регионе.

Основные международные вызовы в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике находят свое проявление в попытках иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества. Ряд стран (США, Китай, Япония, Финляндия) стремятся изменить режим плавания по Северному морскому пути (СМП) и, по сути, добиваются в будущем его интернационализации, что в конечном итоге может снизить влияние России в регионе. Для России же вопрос о контроле над СМП имеет критическое значение, поскольку это пока единственный транспортный путь, способный интегрировать отдаленные районы Крайнего Севера и их ресурсный потенциал в национальную экономику страны.

Усилилось давление на Россию по таким вопросам, как определение внешних границ континентального шельфа, раздел морских акваторий, разработка нефтегазовых ресурсов в контексте обеспечения экологической безопасности, эксплуатация биоресурсов, доступ иностранных государств к СМП. Здесь особенно усердствуют неарктические государства. Не имея необходимых прав на разработку арктического шельфа, поскольку у них нет прямого выхода к Северному Ледовитому океану, они прилагают политические и экспертные усилия по ослаблению уже принятых правовых норм в Арктике. Свои амбиции по доступу к богатым природным ресурсам Арктического региона и его транспортным коммуникациям Китай, Республика Корея, Япония и Великобритания стремятся подкреплять соответствующей финансово-экономической и научно-технологической базой.

Отмечаются попытки Норвегии воспрепятствовать осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной деятельности на архипелаге Шпицберген. Она нарушает Договор о Шпицбергене, в котором четко обозначены вопросы обеспечения «одинакового свободного доступа» на архипелаг и возможностей ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства». По вине норвежцев проблемные вопросы российского присутствия на архипелаге не решаются годами. К ним, в частности, относятся ограничения на полеты вертолета ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь», направленные против российских граждан и их вывоза с архипелага. Затруднен доступ в перспективные с точки зрения науки и туризма районы архипелага. Хроническим стало недополучение средств из бюджета Шпицбергена на нужды российских поселков. Участились задержания российских судов в так называемой рыбоохранной зоне. Важно понимать, что Россия осуществляет хозяйственную деятельность на Шпицбергене на протяжении многих десятилетий и не намерена сворачивать свое присутствие. Надо отметить, что этот спящий, пока мирный конфликт может при стечении ряда факторов сильно осложнить обстановку во всей Арктике.

Угрозу национальной безопасности представляет наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике. Воссоздается второй оперативный флот ВМС США. С целью обеспечения переброски войск из США для их развертывания в Европе принято решение о формировании к 2022 году двух новых командований объединенного командования ОВС НАТО – «Атлантика» и объединенного командования тыла. Увеличивается количество учений, в которых все чаще принимают участие не входящие в альянс Швеция и Финляндия. За последние 10 лет удвоилось количество заходов натовских субмарин, в том числе атомных, в норвежские порты. В северонорвежском Вардё, в 50 км от границы с Россией, в рамках модернизации действующей радиолокационной системы «Глобус-2» сооружается новая, более мощная РЛС, в числе задач которой будет фиксация в интересах ПРО США нашего воздушного пространства. Таких примеров можно приводить много. Все это в России вызывает закономерные озабоченность и тревогу.

Со стороны наших геополитических противников участились попытки дискредитации деятельности России в Арктике. Актуальность данной проблемы состоит в том, что она затрагивает вопросы суверенитета РФ. По-прежнему обвиняют нашу страну в милитаризации Арктики. В настоящее время особо обращается внимание на факты нарушения экологических правил. Недавняя авария под Норильском, где разлились нефтепродукты, нанеся ущерб экологии, событие не в нашу пользу. Модной стала тема обвинения нашей страны в притеснении коренных малочисленных народов Севера.

В этих условиях Россия вынуждена принимать адекватные меры, направленные на поддержание паритета и создание благоприятных условий для защиты национальных интересов в этом важном регионе. С 1 декабря 2014 года начала действовать новая военная структура – Объединенное стратегическое командование «Север». Всего в регионе планируется построить 13 аэродромов, один наземный авиационный полигон, а также 10 радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации, которые будут размещены на военных базах. Укрепляется система ПВО.

Следует отметить, что это тот минимум, который позволяет поддерживать боевой потенциал армии на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии. В последнее время к решению задач по укреплению безопасности в Арктике подключается и Росгвардия. К концу 2020 года под защитой войск будут находиться девять морских арктических портов. Необходимость повышения контроля над арктическим пространством возрастает в связи с активизацией экономической деятельности, особенно судоходства по СМП. Так, по итогам прошлого года объем перевозок грузов по СМП составил 30 млн т при плановом показателе 26 млн.

Продолжается формирование современного ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, ибо Россия не может упустить своего первенства в мире по количеству и качеству ледоколов. Сегодня в арктической акватории действуют восемь линейных ледоколов. Часть этих судов в ближайшее время будет выведена из действующего состава флота в связи с истечением сроков эксплуатации. Однако на замену им идут новые атомоходы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал», что позволит уже к 2025 году обеспечить круглогодичную проводку судов по самым сложным восточным участкам СМП. На дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда» начата подготовительная работа по реализации проекта создания головного и двух серийных атомных ледоколов проекта 10510 ЛК-120 «Лидер», которые обеспечат круглогодичную проводку судов по СМП со скоростью хода не менее 12 узлов в час при толщине льда до 2 м и предельной толщине льда свыше 4 м (со скоростью 1–2 узла).

Началась успешная реализация нескольких крупных инновационных проектов на арктической территории России. Важное место среди них принадлежит проекту «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Планируемое производство сжиженного природного газа обеспечено контрактами на 20–25 лет. Значительная часть газа будет направляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Реализация этих и десятков других объектов требует не только соответствующего финансирования, но и огромной работы по привлечению граждан к их строительству и обслуживанию в сложных климатических условиях. В связи с этим заслуживает внимания инициатива главного научного сотрудника Института Европы РАН член-корреспондента Валентина Федорова, который указал, что в современных условиях мощным фактором консолидации России может послужить ее собственный арктический мегапроект по освоению Арктики (в просторечии – «Даешь Арктику!»).

В настоящее время группировка Российской армии и других силовых структур способствует сохранению баланса сил в регионе, поддерживает необходимый уровень безопасности. Вместе с тем укрепление военной безопасности в Арктике следует рассматривать через призму возможных последствий современного кризиса в отношениях России с западными странами. В связи с этим необходимо продолжать совершенствовать систему комплексного мониторинга ситуации в регионе, чтобы устранить в том числе неверную взаимную интерпретацию военной деятельности сторон.

Способствует решению этой задачи Договор по открытому небу (ДОН), который реализует принципы обеспечения открытости, транспарентности и доверия в военной области. Однако недавнее заявление США о предстоящем выходе из ДОН будет способствовать дальнейшему разрушению создававшейся десятилетиями архитектуры военной безопасности, в том числе в Арктическом регионе.

Арктика должна оставаться территорией низкой политической напряженности и успешного развития многостороннего международного сотрудничества. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Тамура" обеспечит биологам новые научные открытия

"Тамура" обеспечит биологам новые научные открытия

Татьяна Астафьева

"Роснефть" подвела итоги экспедиций прошедшего полевого сезона

0
1430
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2066
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
3569
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
4123

Другие новости