Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев могут встретиться в июне. Фото РИА Новости
За последние три-четыре года российско-узбекские отношения значительно интенсифицировались. И до этого неплохо понимавшие друг друга Москва и Ташкент после транзита власти в Узбекистане нашли взаимовыгодным делом расширение двустороннего экономического партнерства и политической кооперации. По итогам 2019 года Россия заняла второе место среди ключевых торговых партнеров Узбекистана: доля России во внешнеторговом обороте республики составила 15,7%. Узбекистан существенно нарастил поставки своей текстильной, продовольственной и иной продукции в различные регионы России. Специалисты по атомной энергетике начали осуществлять подготовительные работы по возведению первой в Центральной Азии атомной электростанции в Джизакской области Узбекистана: стоимость проекта оценивается в 11 млрд руб.
Для России развитие отношений с Узбекистаном означает укрепление собственных позиций в Центральной Азии и расширение рынков сбыта собственной несырьевой продукции. Для Узбекистана же значительную роль играет необходимость привлечения инвестиций в собственную экономику, развития промышленной кооперации и, конечно же, увеличения экономического присутствия на емком российском рынке. Политическое, военное и гуманитарное сотрудничество также находится в фокусе пристального внимания сторон.
Однако в прошлом месяце на развитие России и Узбекистана начала оказывать серьезное влияние пандемия. Порождаемые борьбой с ней экономические последствия уже повлияли на состояние экономик России и Узбекистана. Соответственно внутренние проблемы могут внести свои коррективы в дальнейшее сотрудничество двух государств.
Согласно прогнозам Всемирного банка, Узбекистан в результате распространения инфекции и принятых в стране ограничительных мер рискует растерять большую часть экономического роста: увеличение ВВП республики в 2020 году может составить лишь 1,6%. Впрочем, это далеко не самый плохой показатель на фоне прогнозов для других стран.
Узбекистан с большой долей вероятности понесет существенные потери от резкого сокращения объемов внешней торговли. В январе–марте 2020 года товарооборот уже сократился на 10% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Республика столкнется с дефицитом текущего баланса. Почти на 50% могут сократиться поступления от трудовых мигрантов, работающих за границей. Дефицит бюджета может возрасти до 5,6% в 2020 году. Вероятно, увеличится уровень бедности населения. При этом поддержать экономику и внешнюю торговлю Узбекистана на плаву может экспорт золота и продовольствия. Спрос на них по-прежнему высок. Примечательно, что около 30% всего экспорта республики в первом квартале 2020 года составил именно экспорт золота.
Что касается России, то она сталкивается с не менее серьезными проблемами. Коллапс нефтяного экспорта страны вызывает эффект домино: нефтяная депрессия может быстро превратиться в депрессию банковского сектора, потребительского рынка. Также пострадает рынок труда: череда увольнений и сокращений уже прокатилась по ряду компаний. Однако за «тучные» годы Россия сумела накопить значительные резервы в свой Фонд национального благосостояния, а банковская система страны является устойчивой и обладает неплохим запасом прочности.
Последствиями экономических пертурбаций в России и Узбекистане, вероятно, станет то, что серьезным образом пострадают двусторонние экономические связи по линии малого и среднего бизнеса. В отличие от крупного окологосударственного бизнеса малый и средний бизнес не имеет большого запаса прочности и не пользуется широкой государственной поддержкой.
Причем сокращение связей может иметь достаточно массовый и долговременный характер, поскольку будет связано не только с краткосрочным шоком, но и с долговременным падением спроса ввиду падения доходов населения. Значительная часть производимой в Узбекистане и идущей на экспорт в Россию продукции – текстиль, кожевенная, плодоовощная продукция – рассчитана именно на массовый спрос со стороны средних и небогатых слоев населения. Но при этом она не относится к товарам первой необходимости. То же самое можно сказать и о рекреационном и деловом туризме, который в последние три-четыре года только-только начал набирать обороты в Узбекистане.
Можно предположить, что в такой ситуации под более серьезным ударом окажутся межрегиональные торгово-экономические связи, поскольку именно во взаимодействии регионов России и Узбекистана удельный вес малого и среднего бизнеса выше. Ввиду нехватки средств предприятия-контрагенты будут в лучшем случае сворачивать свою активность, ограничиваясь вопросами выживания, а в худшем – просто закрываться.
Положение дел в государственном и окологосударственном секторах двустороннего взаимодействия выглядит гораздо лучше. ЛУКОЙЛ не свернет своего присутствия в Узбекистане, а Росатом продолжит строить АЭС в Джизакской области в соответствии с графиком. Вероятно, именно взаимодействие на уровне руководства государств, совместные межгосударственные проекты и взаимодействие крупного бизнеса выступят в роли того самого станового хребта, который не позволит экономическим отношениям двух стран серьезно просесть.
В текущем месяце министр промышленности и торговли России Денис Мантуров обсудил будущее двусторонних торгово-промышленных отношений с министром инвестиций и внешней торговли Узбекистана Сардором Умурзаковым. В ходе беседы Мантуров подчеркнул, что Москва отводит ключевую роль торгово-промышленному сотрудничеству со своими партнерами, а также предлагает создать хлопково-текстильный кластер на территории Узбекистана. Российская сторона также готова уделять особое внимание развитию автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, энергетического машиностроения.
Внимание российских промышленных властей к сотрудничеству в сфере машиностроения не случайно. По итогам 2019 года поставки машин, оборудования и транспортных средств в Узбекистан превысили сумму в 1 млрд руб. В ноябре 2019 года в Самарканде была запущена новая линия сборки шасси для автомобилей KамAЗ. Однако и Узбекистан заинтересован в развитии такого сотрудничества. Дело в том, что в последние годы узбекская экономика серьезно прибавляла за счет вложения средств в развитие различных секторов промышленности. Источником этих вложений зачастую выступало само государство, выдавая льготные кредиты, но часто источником средств были иностранные компании, инвестирующие в открывающийся миру Узбекистан. Сокращение темпов капиталовложений будет означать замедление темпов экономического роста республики, что в условиях непростой демографической ситуации будет приводить к повышению уровня бедности населения и росту безработицы.
В условиях нарастающей турбулентности важным вопросом в двусторонних отношениях России и Узбекистана будет являться вопрос трудовых мигрантов. Сегодня в России остается свыше 2 млн трудовых мигрантов из Узбекистана. Для Ташкента, разумеется, важно, чтобы граждане Узбекистана не были ущемлены в правах в период «коронакризиса» и экономической рецессии в России. Также власти Узбекистана заинтересованы в том, чтобы остающиеся в РФ мигранты своими переводами в Узбекистан обеспечивали приток денег в республику. Наконец, возможный отъезд дополнительного количества мигрантов на родину в текущих условиях лишь усилит безработицу и создаст почву для роста социальной напряженности в Узбекистане.
Показательно, что в середине апреля верхняя палата парламента Узбекистана обратилась к Совету Федерации с посланием, в котором попросила российскую сторону оказать содействие трудовым мигрантам из Узбекистана в условиях пандемии коронавируса. Сегодня вопрос отношения российской стороны к трудовым мигрантам из республики обретает не только гуманитарное, человеческое измерение, но и политическую значимость. Внимание российских властей к судьбе трудовых мигрантов и посильное содействие им может поспособствовать укреплению доверия в двусторонних отношениях России и Узбекистана.
На июнь нынешнего года запланирован визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву. В ходе визита стороны планируют подписать декларацию о всеобъемлющем и стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном. Этот документ должен стать, с одной стороны, обобщением того, чего стороны достигли за прошедшие несколько лет. Декларация также должна стать рамочной основой того, как будет развиваться дальнейшее сотрудничество двух стран в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Распространение пандемии и экономические последствия борьбы с ней нанесут определенный ущерб отношениям двух стран в сфере экономики. Где-то этот ущерб будет весьма и весьма существенным: особенно на уровне предприятий, объединений, локальных территорий. Однако уровень политических взаимоотношений и стратегической заинтересованности России и Узбекистана во взаимодействии друг с другом остаются весьма высокими. Это позволяет рассчитывать на то, что совместными усилиями, реализацией крупных совместных проектов и восстановлением условий для работы малого и среднего бизнеса негативные последствия будут постепенно устранены. Со временем двустороннее взаимодействие снова обретет стабильность и продолжит поступательный рост.
комментарии(0)