И.о. министра иностранных дел РФ объяснил, кто дестабилизирует обстановку в международных отношениях. Фото Reuters
По традиции в середине января на большой пресс-конференции Сергей Лавров подводит итоги внешней политики России за предыдущий год. В этот раз он, правда, выступил в роли исполняющего обязанности министра иностранных дел. Вполне логично, что представителей СМИ интересовало, останется ли Лавров во главе МИДа в формирующемся сейчас составе нового правительства. В ответ на вопрос австрийской журналистки он улыбнулся: «Три дня назад мне поручили исполнять обязанности – я исполняю».
Об интересе к позиции России по ключевым международным вопросам свидетельствовало присутствие на пресс-конференции Лаврова журналистов из более 50 стран. Первые недели января подтвердили, что «мир продолжает очень сильно лихорадить», отметил и.о. министра. Основным дестабилизирующим фактором, по его словам, остается агрессивная линия государств Запада, прежде всего США, на разрушение международно-правовой архитектуры безопасности, замену международного права изобретенным ими «миропорядком, основанным на правилах».
Лавров напомнил о сломе Вашингтоном Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМ) и «заматывании» перспектив продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Продолжаются искусственное нагнетание напряженности в регионе Персидского залива и попытки пересмотра общепринятых основ ближневосточного урегулирования. Лавров раскритиковал усиление военной активности НАТО у границ РФ и курс на «приватизацию» США многосторонних механизмов контроля над нераспространением оружия массового уничтожения.
Он также обратил внимание на злоупотребления США своими привилегиями как страны, где располагается штаб-квартира ООН. «По своему усмотрению, в нарушение международного права, отказывают представителям «неугодных» государств в возможности участвовать в мероприятиях на ооновской площадке», – сказал Лавров. Дефицит доверия, по его мнению, усугубляется односторонними санкциями, протекционизмом, торговыми войнами. Все это – методы нечестной конкуренции, среди которых – попытка США помешать строительству газопровода «Северный поток – 2» вопреки позиции ведущих стран ЕС.
Вместе с тем Британии, Германии и Франции – участникам ядерной сделки с Ираном – досталось от Лаврова за решение инициировать процесс по выходу из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) из-за угроз со стороны администрации США в адрес этих государств. До их руководства в ультимативной форме было доведено, что дальнейшие попытки обойти американские санкции в отношении Тегерана приведут к существенному – до 25% – повышению пошлин на наиболее значимые европейские товары, экспортируемые в США. В связи с этим Лавров напомнил слова президента Владимира Путина о том, что страны Евросоюза неизбежно воспользуются действиями Ирана, чтобы полностью свалить на него вину за срыв СВПД и избежать ответственности за неспособность выполнить свою часть ядерной сделки.
Разумеется, контакты между Россией, Европой и США продолжатся. Хотя отношениям с ними как никогда не хватает предсказуемости. «Строить прогнозы в отношении того, как поведут себя наши американские коллеги, очень сложно», – посетовал и.о. министра.
Российская же внешняя политика, если судить по его вступительной речи, была многовекторной, прагматичной и реалистичной. Она направлена «на деэскалацию международной напряженности, на укрепление правовых, демократических начал межгосударственного общения». Среди успехов Лавров назвал повышение уровня международной координации Москвы и Пекина, в том числе в ООН, подвижки в российско-украинском урегулировании, укрепление отношений с Африканским континентом, расширение внешних связей Евразийского экономического союза, куда входит Россия.
Приоритетами остаются борьба с терроризмом и восстановление Сирии, продвижение там политических процессов и решение гуманитарных проблем. Россия будет способствовать возвращению Сирии в Лигу арабских государств, откуда она была несправедливо исключена в 2011 году. При этом Лавров не видит причин сохранять механизм трансграничной доставки гуманитарной помощи без консультаций с Дамаском. Западные партнеры, по его словам, пытались отстоять пункт пропуска гуманитарной помощи между Ираком и Сирией. Но Россия и Китай в Совбезе ООН синхронно голосовали против. Этот переход, на взгляд и.о. министра, нужен был исключительно для того, чтобы «легитимизировать незаконное присутствие вооруженных сил США и возглавляемой ими коалиции на восточном берегу реки Евфрат».
Лавров рассказал, что Россия участвовала в преодолении других конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Шагом на пути оздоровления ситуации во всем регионе могла бы стать российская концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива, уверен он. Касаясь Ливии, Лавров сказал, что итоговые документы конференции в Берлине по урегулированию ситуации в этой стране практически согласованы. Приверженность перемирию сторон в этом конфликте является шагом вперед, режим прекращения огня желательно сохранить.
Безотлагательной задачей в 2020-м МИД видит продление Договора CНВ-3, действие которого завершается через год. Лавров рассказал о предложении Путина продлить документ без предварительных условий на время, чтобы использовать его для обсуждения нового договора, который бы устроил все стороны. В число приоритетов российской дипломатии он включил предотвращение гонки вооружений в космосе, сохранение ведущей роли Совета Безопасности ООН в международных делах, использование возможностей наших председательств в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и Шанхайской организации сотрудничества, а также проведение мероприятий в Москве по случаю празднования 75-летия Победы во Второй мировой и в Великой Отечественной войнах.
В связи с предстоящими 23 января мероприятиями в Израиле в память жертв Холокоста Лавров подверг критике представителей Варшавы, которые пытаются убедить западных участников этой церемонии, чтобы те выступили с изложением польской точки зрения на события Второй мировой войны. При этом диалог Москвы с польской стороной, который ранее велся на основе архивных документов с целью сблизить позиции на основе установленных фактов, по инициативе Варшавы был прекращен.
Наконец, Лавров заявил, что не видит поводов для спекуляций в связи с грядущими поправками в Конституцию РФ о ее приоритете над международным правом. По его словам, любые международные договоренности, к которым присоединяется Россия, «во-первых, становятся частью нашей правовой системы, будучи обличены в форму федерального закона, а во-вторых, федеральный закон не может быть принят, если он противоречит Конституции». И.о. министра добавил, что Конституция содержит базовые нормы, которые определяют все наши действия, и никакие международные договоренности не должны противоречить Основному закону РФ.
комментарии(0)