1
14293
Газета Дипкурьер Печатная версия

22.12.2019 17:08:00

Политический шпагат Владимира Зеленского

Президент Украины не торопится принимать важные решения

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, президент, зеленский, нормандский формат, донбасс, конфликт, минские соглашения


украина, президент, зеленский, нормандский формат, донбасс, конфликт, минские соглашения Фото Spencer Platt/Getty Images

Встреча в Нормандском формате, которая состоялась в декабре этого года, показала, что формально Украина, Германия, Франция и Россия готовы решать конфликт в Донбассе. В то же время в ходе встречи четырех президентов были обозначены принципиальные разногласия между Киевом и Москвой в подходах к разрешению данного конфликта.

Для украинского президента становится очевидным, что решить конфликт в рамках Минских соглашений без обострения внутриполитической ситуации невозможно. Силы, для которых выполнение пунктов Минских соглашений является предательством, доминируют в Украине. Поражение Петра Порошенко на президентских выборах и приход к власти нового главы государства в целом не изменили политику государства. В Киеве и регионах по-прежнему свои позиции сохранили чиновники и политики, для которых построение независимого государства с дистанцированием от России остается ключевой задачей. Соответственно Владимир Зеленский не может с этим не считаться.

Показательно, что для консолидированного давления на президента усилия, несмотря на личную вражду, объединили Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Они рассчитывают повысить свои рейтинги в первую очередь за счет радикального электората. Кроме этого, парламентским партиям важно не допустить усиления внепарламентской оппозиции, которая выступает с жесткими заявлениями в адрес главы государства. Не случайно, Зеленскому четко очертили «красные линии» – границы, переход за которые мог спровоцировать выступления оппозиции. Для оппозиции, как парламентской, так внепарламентской, изменение подхода со стороны Зеленского – в сторону реализации Минских соглашений – стало бы настоящим подарком. Однако президент не пошел на это, ограничившись заявлениями о приверженности Минским соглашениям и одновременно продемонстрировав, что не согласен с некоторыми из них.

Внутри страны президент практически не имеет поддержки политических сил. Его заявления о готовности положить конец конфликту сопровождаются массой оговорок. Киев не готов рассматривать представителей ЛНР и ДНР в качестве равноправных партнеров, выступает за первоочередность установления контроля над российско-украинской границей, что противоречит Минским соглашениям. Киев вновь инициировал обсуждение идеи введения в зону конфликта миротворцев, что также противоречит достигнутым договоренностям.

Подходы Зеленского к обсуждению проблем, связанных с востоком Украины, и в целом к решению межрегиональных противоречий показывают, что он не торопится решать конфликт. Последствия изменения позиции, которая будет отличаться от позиций партий, представленных в парламенте и внепарламентской оппозиции, приведут к ослаблению влияния президента. Кроме того, у Зеленского нет возможности добиться внесения изменений в Конституцию. Почти все партии Украины заявили о наличии планов по решению конфликта, при этом не раскрывая деталей. В действительности власть имеет единственный план – сохранить сложившиеся подходы к решению конфликта. Всем политическим силам это дает возможность использовать конфликт в Донбассе в своих интересах. Зеленский сможет, как и его предшественник, постоянно находиться в поиске решения конфликта. Остальные политические силы будут стоять на «страже» национальных интересов, запугивая электорат угрозой предательства со стороны президента. Приближение местных выборов, которые должны состояться в 2020 году, лишь усиливает интерес к такой модели отношений между президентом, парламентом и внепарламентской оппозицией.

Реальное изменение позиции украинской политической элиты в отношении Донбасса ожидать сложно. Возврат к прежнему сосуществованию, которое было до 2014 года, невозможен и не устранит противоречия между регионами. Силы, находящиеся в последние годы у власти, не заинтересованы в новой модели взаимоотношений между регионами и центральными властями. Кроме этого, у Киева нет средств на восстановление Донбасса. В целом переход к федеративному устройству и разработка новых принципов региональной политики потребуют от украинской элиты новых подходов и отказа от идеологии унитарного государства, которая упорно отстаивалась на протяжении всех лет независимости.

В последнее время в Украине инициируют обсуждение пересмотра или отказа от Минских соглашений. Это может разрушить равновесие в зоне конфликта и внутри Украины и спровоцировать обострение ситуации в Донбассе. Кроме того, в этом случае возможна активизация украинских региональных элит, которые недовольны доминированием Киева. Западные страны поддерживают выполнение Минских соглашений, оказывая давление на украинского президента. В ЕС опасаются, что отказ от Минских соглашений может спровоцировать неконтролируемое обострение внутриполитической ситуации. Президент Украины готов и дальше маневрировать между требованиями националистов, позицией Запада и положениями Минских соглашений. Отсутствие опытной команды и давление внешних сил делают его заложником ситуации. Однако геополитический шпагат устраивает Зеленского, готового и дальше решать конфликт в Донбассе исключительно громкими заявлениями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Alex Anon 16:16 24.12.2019

Россия пытается всему миру доказать,что она не является участником Донецкого конфликта,мол она-гарант! Хочется спросить: гарант чего,войны на Донбассе? Да если бы не Россия,так и не было бы никакого Донецкого конфликта и..Крым был бы,кстати-на месте! А фейковые "российские" ЛДНР надо просто распустить! Это,если Россия действительно хочет мира! А хочет?



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1310
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1387
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1481
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2118

Другие новости