0
10016
Газета Дипкурьер Печатная версия

15.09.2019 16:28:00

Чего ждут от Пекина на Балканах

Китайский бизнес вытесняет европейский в южном подбрюшье Старого Света

Екатерина Энтина

Об авторе: Екатерина Геннадьевна Энтина – доцент НИУ ВШЭ, эксперт проекта Балканист.ру.

Тэги: китай, инвестиции, бизнес, балканы


китай, инвестиции, бизнес, балканы Мост Михаила Пупина через Дунай в Белграде считается символом сербско-китайской дружбы. Фото с сайта www.news.cn

Несмотря на начавшееся противостояние с Пекином евро-атлантического мира, Китай остается одним из наиболее привлекательных и желанных инвесторов. И сегодня китайские вложения с особым трепетом воспринимаются в самой проблемной части Европы – на Балканах. Пекин ждут. Перед ним по-своему преклоняются. Готовы открыть все двери.

Свобода маневра, которую Поднебесная может позволить себе на Балканах в сравнении и с западными партнерами, и с Россией, играет ключевую роль. С одной стороны, сотрудничество с Пекином не обусловлено политическими требованиями или кабальными условиями, характерными для кредитов МВФ и Всемирного банка. Оно не досаждает традиционными требованиями ЕС о необходимости борьбы с коррупцией, сдерживания миграции и создания гражданско-правовых институтов.

С другой стороны, балканским политическим элитам долгосрочные цели КНР в Юго-Восточной Европе, в отличие от задач России, а с недавних пор и отчасти европейских партнеров, кажутся предельно ясными: Балканы – прихожая ЕС, которая связывает китайский порт Пирей в Греции с сердцем Европы и является крайним звеном проекта «Один пояс – один путь». Под его реализацию в 2012 году Пекин запустил в том числе  «Инициативу 16+1» со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, в рамках которой было объявлено об инвестициях свыше 12 млрд долл. в инфраструктурные проекты в этой части Европы.

По данным Европейского инвестиционного банка, треть этих вложений приходится на Сербию, 21% – на Боснию и Герцеговину и 7% – на Черногорию. По подсчетам МВФ, более половины этой суммы было вложено в строительство железных дорог, автомагистралей, другие инфраструктурные и энергетические проекты. В итоге с учетом активности китайских корпораций в ЕС масштабы экономической экспансии Пекина в Европе впечатляют: если в 2007 году китайские инвесторы имели контрольные пакеты примерно в 5 тыс. европейских компаний, то чуть более чем за 10 лет эта цифра увеличилась в шесть раз. Очень настораживающе в этой связи выглядит положение балканских стран перед китайскими кредиторами.

Крупнейшим должником Пекина является Черногория. 39% ее внешнего долга приходится на Китай. Второй в списке стоит Северная Македония с пятой частью общего объема долга. Следом за ними – Босния и Герцеговина и Сербия с 14 и 12% соответственно. При этом, несмотря на то что строительство инфраструктурных проектов на Балканах объективно отвечает интересам послевоенного региона, а также ЕС и НАТО, для которых Балканы имеют большую логистическую важность, способ их реализации уже вызывает раздражение местного населения. Регион страдает от очень высокой безработицы, одновременно пока еще располагая высококвалифицированными кадрами, которые практически не привлекаются в китайские проекты.

Ярким примером может служить Сербия. В 2009 году Белград подписал с Пекином соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. Первый существенный проект – мост сербско-китайской дружбы (мост Михаила Пупина) в Белграде, полностью возводившийся силами китайцев. После этого – автомагистраль «Коридор 11», а вслед за ним – проект по строительству скоростной железной дороги Белград–Будапешт. Сербия необходима Китаю как самый короткий путь от порта Пирей в ЕС. Наиболее крупные инвестиции – сталелитейный комбинат «Железара Смедерево» и медная компания RTB Bor, при покупке которой китайцы опередили Канаду и Россию. Заявлено открытие завода по производству автомобильных покрышек.

Кроме того, именно через Сербию в регион зашла Huawei с перспективой запуска 5G. В начале 2019 года в рамках проекта Save city была анонсирована перспектива установки более 1 тыс. камер слежения в 800 местах Белграда. Реализацию проекта будет осуществлять Huawei. Суммируя, за последние 10 лет Китай стал ключевым инвестором в Сербии, достигнув объема финансирования в 3 млрд долл. Очевидно, что Пекин заинтересован в стабильной Сербии и регионе в целом. В противном случае под угрозу ставятся не только инвестиции, но и финальный участок «Одного пояса – одного пути». Поэтому, а также из-за угрозы внутренних дезинтеграционных тенденций Пекин последовательно поддерживает официальную позицию Белграда по Косово. 

Другие страны региона тоже не остаются без внимания Поднебесной. Перспективой реализации наиболее крупного по многим параметрам политического проекта в сфере энергетики в Боснии и Герцеговине – инвестиции в строительство 7-го блока ТЭЦ «Тузла» – Пекин заявил о своем намерении включиться в энергоструктуру Балкан. В Словении китайские компании управляют аэропортом Марибор и компанией Gorenje, являются одним из основных партнеров порта Копер. Саммит 16+1 в апреле 2019 года в Загребе положил начало реализации инфраструктурных проектов и в Хорватии.

Получается, с одной стороны, Пекин легко играет на противоречиях между ЕС, обусловливающим свои инвестиции политическими требованиями, и потребностями балканских стран в любых капиталовложениях, а политических элит – в противовесе по отношению к Брюсселю. С другой – ЕС нащупывает контригру против Китая, дирижируя недовольством в регионе по поводу того, что Пекин получает односторонние выгоды и «закабаляет» других.

Безразлично ли это Москве? Неопределенность собственных стратегических интересов в Юго-Восточной Европе при наличии крупных экономических вложений (Россия входит в тройку крупнейших инвесторов на Балканах) и растущая активность других международных игроков, прежде всего Китая, должны заставить Москву задуматься. России необходимы более четкое видение своей роли в регионе и умелое использование открывающихся возможностей. Еще 10 лет назад Россия могла стать надежным партнером КНР в регионе. Может, и сейчас обеим державам стоило бы попробовать объединить усилия? Завтра у Пекина такой потребности уже не будет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
4038
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
3570
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
4394
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
4332

Другие новости