Пока у Владимира Зеленского (в центре) своей команды нет. Фото Reuters
Новым президентом Украины стал Владимир Зеленский, который до этого эффектно решал все проблемы исключительно на экране. После вступления в должность новый глава украинского государства в полной мере столкнется с реалиями политической жизни и экономическими проблемами.
Победа Зеленского на выборах президента Украины стала результатом разочарований большей части населения Украины внутренней политикой Петра Порошенко, который недооценил социально-экономический фактор. С одной стороны, уже бывший президент Украины проводил курс, который, казалось, должно было поддержать большинство населения страны. При Порошенко было подписано соглашение об ассоциации с ЕС, проводился курс на создание собственной церкви, расширена антироссийская риторика, которая встречала одобрение Запада, а в Основном законе закреплен прозападный курс. Однако эти «достижения» сопровождались резким ухудшением ситуации в экономике, что негативно сказалось на социальном уровне жителей Украины. В итоге население Украины, которое и до 2014 года сталкивалось с ухудшением условий жизни, проголосовало не столько за Владимира Зеленского, сколько против политики Петра Порошенко.
Новый президент пришел к власти на волне популистских заявлений, дав избирателям надежды на решение внутренних проблем и изменение подходов к реализации внешней политики. Соответственно население Украины, отдавшее свои голоса за Зеленского, ожидает от него кардинальных изменений, которые приведут к улучшению социально-экономической ситуации. Однако итоги президентских выборов вряд ли приведут к изменениям внутренней и внешней политики Украины.
Новый глава государства пока не обозначил подходы к решению ключевых проблем украинского государства. Так, в ближайшие два года Украина должна выплатить порядка 17 млрд долл. внешних долгов. Нет предпосылок для улучшения ситуации в экономике, на развитие которой негативно повлияло в том числе и сворачивание торгово-экономических отношений с Россией. Зеленский не имеет четкой программы урегулирования конфликта в Донбассе. Более того, он будет вынужден продолжать политику Порошенко, по крайней мере до конца текущего года. С одной стороны, приближаются парламентские выборы и ключевой целью основных политических сил становится борьба за голоса электората. С другой стороны, Запад не допустит изменения внешнеполитического курса Украины. Соответственно Владимир Зеленский продолжит сотрудничество с МВФ и НАТО, сохранит курс на дальнейшее сближение с ЕС и США. Новый глава государства продолжит политику европейской интеграции, одновременно придерживаясь антироссийского курса. Россия по-прежнему будет рассматриваться в качестве «агрессора».
Выборы президента активизировали переговорный процесс среди основных политических сил. Их усилия направлены на подготовку к выборам в Верховную раду, запланированным на осень текущего года. Зеленский хотел бы получить пропрезидентский парламент, который будет поддерживать его внешнеполитический курс и внутреннюю политику. Этим объяснялись дискуссии относительно даты инаугурации и заявления о возможном роспуске нынешнего состава парламента. В интересах нового президента перезагрузка Верховной рады, хотя расчет на кардинальные изменения расстановки сил в законодательном органе может и не оправдаться.
В отличие от президентских выборов, на парламентских электорат, как правило, ориентируется на «своих» политиков, делая выбор в том числе по географическому принципу. Кроме того, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, лидеры «Свободы», Радикальной партии Олега Ляшко, «Оппозиционный блок» рассчитывают сформировать в Верховной раде собственные фракции, которые дадут им возможность не только оказывать влияние в стенах украинского парламента, но и делегировать своих представителей в будущий состав правительства. Соответственно остальные политические силы будут выдвигать Зеленскому свои условия по сотрудничеству. Реальным выглядит сценарий, при котором Владимир Зеленский сформирует в будущем составе украинского парламента фракцию своей партии. При этом фракция Зеленского должна будет играть заметную роль в парламентском большинстве. Однако подобный сценарий предполагает, что политическая сила нового главы государства должна получить значительный уровень поддержки.
Открытым остается вопрос о готовности нового президента формировать широкую коалицию в парламенте, в которую могли бы войти политические силы, отражающие взгляды населения как юго-восточных, так и западных областей. За последние пять лет межрегиональные противоречия, которые до 2014 года не переходили в открытую конфронтацию, получили новый виток. Сохранение курса на негативное отношение к части населения Донецкой и Луганской областей, доминирование националистической идеологии и неготовность решать накопившиеся противоречия путем переговоров значительно снижают вероятность сотрудничества партий, ориентирующихся на электорат востока и запада страны. Тем более что националистические партии занимают жесткие позиции по отношению к населению юго-востока. Соответственно позиции президента и основных политических сил не создают предпосылок для формирования устойчивой коалиции в Верховной раде и ее сотрудничества с Зеленским.
Многое будет зависеть от готовности президента наладить взаимодействие с потенциальными «умеренными» партнерами в новом составе парламента. Юлия Тимошенко, которая заявила о поддержке нового президента, рассчитывает получить пост премьер-министра. Свои позиции стремится усилить и Юрий Бойко, используя протестный электорат юго-востока страны. Однако пока все политические силы ведут предварительные консультации, надеясь использовать итоги президентских выборов для расширения электоральной поддержки. Порошенко также не снижает политической активности, рассчитывая сохранить свое влияние через формирование в парламенте собственной фракции.
Приход к власти Зеленского продемонстрировал наличие у украинского электората запроса на новые лица, которые декларируют готовность решать внутренние проблемы и улучшать социально-экономическую ситуацию. Популизм новых политиков создает для тяжеловесов украинской политики сложности в получении поддержки, что и показали итоги президентских выборов. Новые политические проекты, подобные Зеленскому, привлекают электорат, который хочет изменений и улучшения жизни. Кроме того, новые политики привлекают молодежный электорат, не имеют шлейфа коррупционных скандалов, ориентируются на западные ценности. Обновление украинской элиты отвечает интересам Запада. Новые политики не связаны обязательствами внутри страны, более удобны для оказания на них давления, готовы проводить антироссийский, прозападный внешнеполитический курс.
Новый украинский президент вряд ли сможет разрубить тугой узел острых проблем внутри страны, включая межрегиональные противоречия, которые в последние годы оказывали ключевое влияние на развитие Украины. На повестке дня стоит конфликт в Донбассе. Однако от Зеленского ждут улучшений. В противном случае нового президента подвергнут жесткой критике, а уровень его поддержки начнет снижаться.
комментарии(0)