Урегулирование ливийского кризиса во многом зависит от примирения конкурирующих лидеров Фаиза Сараджа и Халифы Хафтара. Фото со страницы Ливийской национальной армии в Facebook |
Таким образом, почти через полгода после вспыхнувших в Триполи ожесточенных боестолкновений, которые привели к отмене назначенных на конец 2018-го парламентских и президентских выборов, ливийцы при посредничестве ООН возобновляют мирный процесс. За точку отсчета вполне можно принять состоявшуюся в конце февраля встречу в Абу-Даби двух основных конкурирующих лидеров – главкома Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара и главы Правительства национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа. Достигнутые ими договоренности о сокращении переходного периода и проведении выборов не позже октября 2019 года, прекращении взаимных нападок, разведении вооруженных формирований, унификации госинститутов, в том числе Центробанка можно считать первым шагом для выхода на решение о проведении конференции о примирении.
Вместе с тем многие политики и наблюдатели считают, что проведение конференции находится под угрозой срыва из-за отсутствия гарантий и наличия серьезных препятствий к ее созыву. Об этом, в частности, неоднократно говорил в своих беседах с Саламе, представителями делегаций ООН и Африканского союза глава Высшего государственного совета Ливии Халед аль-Мишри – политик, близкий к «Братьям-мусульманам» (организация запрещена в РФ) и прочим исламистам. Очевидно, под «препятствиями» и «угрозами» он прежде всего имел в виду Хафтара. Во всяком случае, по сообщениям ливийских СМИ, побывавший на днях и в Москве аль-Мишри «жаловался» на действия Хафтара и просил российские власти больше не печатать для него бумажных денег.
Подготовка к конференции действительно проходит в довольно сложной обстановке. Однако ждать, когда в стране сложатся более или менее подходящие условия для форума, выборов, обсуждения конституционной реформы и прочих горящих вопросов можно бесконечно долго. В то же время складывается впечатление, что мирный процесс и реальная обстановка развиваются в Ливии независимо друг от друга. Более того, мирный процесс как бы навязывается ливийцам извне и в том виде, какой их не очень устраивает.
Сегодняшняя обстановка в Ливии развивается на фоне успешной зимней кампании, которую провел Хафтар. Войска ЛНА сумели взять под контроль всю территорию Феццана, огромного (0,5 млн кв. км), но малонаселенного южного региона страны. К 2 марта силы Хафтара достигли Катруна, крупного по пустынным масштабам (до 10 тыс. жителей) населенного пункта. Сам по себе Катрун не столь важен. Но расположенная в 120 км к югу от него полузаброшенная авиабаза позволяет контролировать участок на стыке границ с Чадом, Нигером и далее на юго-запад – с Алжиром. На юго-востоке ЛНА также овладела важными населенными пунктами, включая Умм аль-Араниб, Мурзук, а также Куфрой, расположенной ближе к Судану.
Кроме того, Хафтару удалось очистить Феццан от оппозиционеров, которые ведут борьбу против президента Чада Идриса Дени и принадлежат к народности тубу. Вытесненные на север Чада, они были встречены и атакованы базирующимися там французскими самолетами. Это обстоятельство не только укрепило «боевое товарищество» ЛНА и ВВС Франции, но и послужило расширению политической поддержки Хафтара Парижем. Недаром глава французского МИДа Жан-Ив Ле Дриан высоко оценил заслуги ЛНА, отметив, что ей удалось уничтожить много объектов, принадлежавших террористам.
Таким образом, Хафтар взял под контроль обширный регион вместе с населенными пунктами, крупнейшими нефтяными месторождениями и важнейшими источниками воды. Причем речь идет не просто об отдельных колодцах, обеспечивающих влагой малонаселенные места. Там находятся гигантские естественные подземные водные резервуары, питающие так называемую Великую рукотворную реку, проложенную еще во времена Муаммара Каддафи. Эта река снабжает пресной водой расположенные за тысячи километров густонаселенные прибрежные города.
Успехи ЛНА в ходе зимней кампании означают очередное изменение баланса сил в пользу Хафтара и его сторонников, что вызывает обеспокоенность, а порой и панику среди его противников. Прежде всего их тревожит, не решится ли Хафтар продолжить свое «триумфальное шествие» по Феццану, теперь уже нацеливаясь на Триполи.
Командиры вооруженных формирований, настроенные более решительно, решили создать политическую партию антихафтаровской направленности. Она будет называться «Ливийская национальная ассамблея», действовать под лозунгом «Вместе построим гражданское общество», но при этом обзаведется собственным военным крылом. Многие члены этой партии некогда принадлежали к печально известным джихадистским «Ливийской исламской боевой группе» и «Ливийскому рассвету», сыгравшим свою роль в восстании против Каддафи, а потом и в развале страны.
Между тем аналитики, в том числе из института Middle East Monitor, считают, что Хафтар не начнет наступление на Триполи, поскольку в этом случае у него в тылу окажутся отряды Мисуратской группировки, самой боеспособной и хорошо вооруженной. К тому же Хафтара снова могут обвинить в том, что он ведет себя как агрессор, который больше заботится об утверждении собственной власти, а не об интересах страны. Вот почему маршал терпеливо зондирует почву и ведет переговоры с группировками из городов, лежащих на его пути к Триполи, с целью заручиться их поддержкой или нейтралитетом.
комментарии(0)