0
13493
Газета Дипкурьер Печатная версия

10.03.2019 18:17:00

В Центральной Азии Тегеран Москве не товарищ

Россия не видит необходимости партнерства с Ираном в регионе

Игорь Панкратенко

Об авторе: Игорь Николаевич Панкратенко – доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов.

Тэги: рф, иран, центральная азия, геополитика, скандалы, интриги


рф, иран, центральная азия, геополитика, скандалы, интриги Интересы России и Ирана в Центральной Азии не пересекаются. Коллаж Михаила Митина

Никогда такого не было, и вот опять у Тегерана сформулирована еще одна претензия в отношении Москвы. Причем эта претензия из наиболее неприятных – публично и на официальном уровне о ней громко не говорят, она, что называется, для внутреннего пользования. Не слишком вроде и заметна, но атмосферу двусторонних отношений отравляет вполне себе качественно. «Москва не хочет развития партнерских отношений с Тегераном в Центральной Азии, – убеждена часть иранских политиков и экспертов. – И это еще одно свидетельство недружелюбного с российской стороны к нам отношения».

В этом году исполнится 18 лет с того момента, как тогдашний глава иранской дипломатии Камаль Харрази объявил Центрально-Азиатский регион приоритетом внешней политики Тегерана, но что-то пошло не так. И к сегодняшнему дню Ирану не только не удалось серьезно расширить свое экономическое и политическое присутствие здесь – он теряет даже те позиции, которые наработал к концу 10-х годов нынешнего столетия.

Тему «Иран и его отношения с государствами Центральной Азии в XXI веке», изобилующую интригами, драматическими поворотами и эпизодами, достойными то ли криминального романа, то ли шпионского триллера, не то чтобы в одной статье – в увесистой монографии раскрыть затруднительно. Но об одном моменте можно сказать со всей определенностью: к проблемам Тегерана в постсоветских государствах Центральной Азии Москва прямого отношения не имеет. И без «руки Кремля» там вполне достаточно других, вполне объективных причин, из-за которых Иран с его попытками стать одним из системных игроков в регионе пока так и остается «неприкаянным звеном», без четко определенного статуса в местных экономических и политических раскладах.

Когда геополитика бьет географию и экономику

Особую пикантность ситуации с неприкаянностью Тегерана в Центральной Азии придает то обстоятельство, что с точки зрения географии Иран таким государствам региона, как Казахстан и Узбекистан, совершенно необходим. Хотя бы для выхода к «теплым морям», а значит – на новые рынки.

Именно поэтому проекты всевозможных «мультимодальных транспортных коридоров» с иранским участием столь масштабны – с привлечением Индии, Афганистана, Турции, столь многочисленны, столь популярны – и столь же мало реалистичны.

Геополитика – позиция Вашингтона по иранскому присутствию в Центральной Азии и Афганистане, а также нарастающая конкуренция в регионе Китая и Индии, ну, во всяком случае, так представляют ситуацию в Нью-Дели – бьет наотмашь и отправляет в нокаут экономику и географию тех инициатив, с которыми раз за разом выступает Тегеран. И даже если что-то удается довести до практического воплощения, оборот товарных потоков на конечных точках всех этих коридоров выглядит более чем скромно.

С другими секторами «центральноазиатского экономического кейса» Ирана все обстоит столь же грустно. Иранские товары, пришедшие в Центральную Азию в конце 90-х годов прошлого века, ожидаемо не выдержали конкуренцию с тем, что предложил и предлагает Китай.

Гидро- и электроэнергетика, полезные ископаемые, промышленная обработка сельского хозяйства, и текстиль, и производство автомобилей – любой из этих проектов Ирана для региона сталкивается с все теми же непреодолимыми препятствиями – санкциями США и, главное, наличием более выгодных предложений от других внешнеэкономических партнеров, того же Пекина, а теперь еще и Анкары и Нью-Дели.

То есть здесь даже не нужно некоей «недоброжелательной политики» со стороны Москвы – геополитика и ее последствия для экономики Ирана препятствуют расширению его присутствия в регионе вполне качественно и без участия других внешних игроков. Тем более что в Центральной Азии у Тегерана хватает недоброжелателей и из «местных», что называется, кадров.

Скандалы, интриги и отсутствие интереса

К внешней политике Душанбе зачастую относятся снисходительно и с немалой иронией, что врочем вполне обоснованно – без особых изысков она проводится, с четко выраженной финансовой составляющей. Но именно властям Таджикистана удалось нанести серьезнейший удар по присутствию Тегерана в регионе. Более того, Душанбе был столь убедителен в своей атаке на Иран, что к его резонам соседи отнеслись с достаточной долей понимания.

За короткий срок президент Эмомали Рахмон и его окружение фактически вымели иранцев, обвинив их во всех смертных грехах – от подготовки государственного переворота до планирования точечных ликвидаций ведущих политиков и финансирования террористических группировок. Вполне очевидно, что большая часть этих обвинений «шита белыми нитками», что здесь явно присутствует саудовский след. Не зря же ведь посол Эр-Рияда в Таджикистане Абдулазиз бин Мохаммед аль-Бади с гордостью говорил журналистам, что «изгнание Ирана и его агентов из страны (Таджикистана) – большая победа для Королевства Саудовская Аравия и его мудрого руководства».

Столь же очевидны и экономические трофеи этой операции, доставшиеся правящему режиму, но это сейчас не столь важно. Главное заключается в том, что для всех остальных стало ясно, что Иран «пропустил» удар и его влияние в стране, отношения с которой в Тегеране преподносились как образец успешной политики в Центральной Азии, было в действительности минимальным.

К подобным нюансам на Востоке относятся очень внимательно. И скандал между Душанбе и Тегераном послужил серьезным толчком для других центральноазиатских столиц провести ревизию своих планов на «иранском направлении». Тем более что с приходом к власти в Иране Хасана Рухани интерес Тегерана к региону начал стремительно снижаться, сойдя к сегодняшнему дню почти на нет. Притом что аналогичный спад произошел и в товарообороте, цифры которого постоянно вызывают вопрос о том, есть ли у него вообще потенциал хоть какого-то роста.

Стороны еще делают оптимистичные заявления, говорят о неких перспективах, но и сами понимают, что это просто протокольная вежливость, – дипломату положено в любой ситуации вид иметь бодрый и лихой –, что реальность совместных экономических проектов далеко не радужная.

Горе лузеру

Да и есть ли они, эти совместные проекты? С Таджикистаном все, в общем-то, понятно, у Душанбе сейчас другие друзья – в Аравии. Отношения с Бишкеком всегда носили преимущественно политический характер, с экономикой там очень непросто.

С Ашхабадом у Тегерана разладилось, газовый вопрос, о котором неоднократно говорили, все испортил. Ташкенту отношения с Ираном интересны только в довольно узком сегменте, в вопросе афганского урегулирования, в важнейшем для Шавката Мирзиёева вопросе – модернизации страны – иранское участие совершенно не просматривается, поскольку нет у Тегерана того, что Ташкент не мог бы получить от других, по лучшей цене и на более выгодных условиях.

Более реальным выглядит расширение казахстанского экспорта зерна в Иран, равно как и нефтяные свопы, но опять вмешиваются все та же геополитика и все те же санкции… Словом, в и без того довольно скудном «центральноазиатском кейсе» иранской дипломатии не осталось ничего, что заставило бы постсоветские государства региона стремиться к налаживанию партнерства с ним. Игнорируя при этом все возникающие политические риски и пренебрегая «токсичностью» Ирана с точки зрения США.

И ни «шейх дипломатии» Хасан Рухани, ни верный его «внешнеполитический гуру» Джавад Зариф не смогли за несколько лет сгенерировать привлекательный для Центральной Азии проект, предполагающий присутствие там Тегерана в качестве одного из ключевых звеньев, делающего его там серьезным игроком, а не соискателем возможностей. Они предпочли блистать и активничать на других направлениях, к которым было приковано внимание мировых массмедиа, – за что Иран сейчас и рассчитывается.

На этом фоне каким образом должны выглядеть совместные проекты Москвы и Тегерана в регионе, где одна из сторон не слишком желанна? России нужно уговаривать Астану, Ашхабад, Бишкек, Душанбе и Ташкент принять Тегеран в партнеры? Или продвигать его интересы вместо своих? В чем резон?

Что-то подобное мог бы при определенных обстоятельствах сделать Пекин. Но ведь и здесь Тегеран пошел «особым путем». Отказавшись от участия в инициативе «Пояс и путь» – орлы в чужих упряжках не летают, он сделал упор на сотрудничество с Индией и пресловутый коридор «Юг–Север». «Что ж, ваше право и ваш выбор, – решили в Пекине. – Попутного ветра в спину, путеводной звезды над головой и успехов во всех начинаниях, справимся и без вас». И действительно справляются, да так, что иранцам и их индийским партнерам в Центральной Азии остается лишь с легкой тоской смотреть в хвост стремительно улетающего без них вдаль китайского экспресса…

***

Сплав вполне объективных причин и субъективных факторов, присадками в который шли политика и политиканство, интриги и некомпетентность, битва геополитики с географией и экономикой, привел к тому, что в Центральной Азии Ирана становится все меньше и меньше. И не Москва тому причиной, совсем не Москва.

Нет, регион не становится от этого безопаснее. Более того, вряд ли уход Тегерана, во многом искусственный, а потому неестественный, пойдет кому-то из местных государств и даже внешних игроков по большому счету на пользу. Но это суровая реальность сегодняшнего дня. Не смог удержаться, закрепиться и развить свое присутствие – виноват только ты. Тянуть никто не будет и не обязан, благодари, если не подтолкнут.

Возможно, что в будущем все изменится и естественное участие Ирана в делах региона будет восстановлено. Вот только совершенно очевидно, что это будущее – весьма отдаленное. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
378
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
367
Экономические убытки меняют политическую ситуацию в Таджикистане

Экономические убытки меняют политическую ситуацию в Таджикистане

Андрей Захватов

Нести деньги в российские банки выгоднее, чем вкладывать их в республику

0
544
Армию Узбекистана готовят к войне дронов

Армию Узбекистана готовят к войне дронов

Виктория Панфилова

Мирзиёев поручил создать киберподразделения и наладить выпуск современных вооружений

0
450

Другие новости