0
11861
Газета Дипкурьер Печатная версия

09.12.2018 18:31:00

Конституция Испании: быть ли реформе?

Необходимость перехода от модели государства автономий к федерации назрела

Екатерина Черкасова

Об авторе: Екатерина Геннадьевна Черкасова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова.

Тэги: испания, конституция


испания, конституция Пока в Мадриде празднуют День Конституции, в окрестностях Барселоны бастуют. Фото со страницы Комитета по защите республики в Twitter

Исполнилось 40 лет со времени принятия Конституции Испании. 6 декабря 1978 года был проведен общенациональный референдум, в ходе которого в поддержку проекта Основного закона высказались 87,78% избирателей. С 1986 года этот день отмечается в Испании как День Конституции.

Конституция закрепила переход от авторитарной франкистской диктатуры к демократическому правовому государству. Она была создана благодаря консенсусу внутриполитических сил (политических партий, профсоюзов, предпринимателей, общественных организаций), которые ради предотвращения новой гражданской войны заключили между собой соглашение по основным вопросам внутриполитической жизни. В идеологическом плане этот политический опыт был основан на отказе от «особого пути» развития и недвусмысленном выборе в пользу европейской политико-экономической модели.

Прошедшие четыре десятилетия убедительно показали, что созданная на базе Конституции политическая система (конституционная монархия) с чередованием партий у власти оказалась не только жизнеспособной, но и весьма успешной. Это позволило Испании вступить в НАТО и ЕС и достигнуть высокого уровня экономического развития, в целом сопоставимого с наиболее развитыми западными странами.

Тем не менее в последнее время все чаще стали раздаваться голоса о необходимости реформирования Конституции, приведения ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Это касается многих, на первый взгляд второстепенных, вопросов. Например, предлагается исключить положение о преимущественном праве при наследовании испанской короны мужской линии перед женской. За это яростно выступают многочисленные сторонники гендерного равенства. На сегодняшний день если в королевской семье родится мальчик, то старшая дочь Филиппа VI, принцесса Ленор, автоматически утратит все права на трон.

Недавно председатель правительства Педро Санчес объявил о намерении покончить с системой привилегий, сложившейся в государственном секторе страны (около 17 тыс. высокопоставленных служащих, включая бывшего короля Хуана Карлоса, не подлежат юрисдикции обычных судов), что также требует изменения соответствующей статьи Конституции.

Существуют и более радикальные предложения, включающие изменение избирательной системы, реформирование или даже упразднение дорогого и не слишком эффективного Сената и т.п.

Однако наиболее острой проблемой, как и всегда в испанской истории, остается вопрос о территориальной организации государства. Недавние события в Каталонии и продолжающийся в регионе политический кризис заставили говорить о необходимости перехода от модели государства автономий, зафиксированной в Конституции, к федерации, прямой запрет на создание которой содержится в ст. 145 Основного закона страны.

Сторонниками федерализации являются левые силы страны, включая Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП), Объединенную левую, а также немало интеллектуалов, в том числе популистов из Podemos. А радикально настроенные сторонники независимости Каталонии требуют прямого включения в Конституцию положения о праве наций на самоопределение.

Однако специфика исторического развития Испании, наличие устойчивого регионализма (в некоторых случаях национализма) заставляют не менее влиятельные силы (правая Народная партия – НП, центристская «Граждане») ассоциировать федералистские идеи с сепаратизмом и угрозой территориальной целостности государства и, следовательно, решительно противиться такому развитию событий.

Есть и еще один важный аспект. Государство автономий, созданное в соответствии с действующей Конституцией, и так уже фактически превратило Испанию в федерацию, хотя сам этот термин в законодательстве отсутствует. Официальное же его введение без конкретного наполнения может вызвать завышенные ожидания, которые не будут оправданы и приведут к росту недовольства не только в Каталонии, но и в других регионах.

Каталонская проблема привела к самому серьезному политическому и конституционному кризису в постфранкистской Испании. Теперь уже совершенно ясно, что регионализм, столетиями дестабилизировавший страну, не был ассимилирован ни централизаторской политикой франкистского режима, ни созданием государства автономий в современную эпоху.

Каков же порядок внесения изменений в Конституцию? Он весьма сложен и предусматривает одобрение двух третей от числа членов каждой палаты парламента, после чего Генеральные кортесы распускаются. Вновь избранные палаты утверждают новый конституционный текст, для чего также необходимо одобрение двух третей от числа членов каждой из палат. Одобренный Генеральными кортесами проект передается на референдум для его ратификации (ст. 168).

Иначе говоря, любое изменение Конституции, в том числе предусматривающее превращение Испании в федерацию, требует наличия широкого консенсуса политических партий. Расклад же политических сил в Конгрессе депутатов в настоящее время делает однозначно невозможным достижение такого консенсуса. Необходимо соглашение хотя бы трех основных парламентских сил – НП, ИСРП и «Граждан». Причем это соглашение должно быть долгосрочным – таким, которое могло бы пережить все перипетии избирательной кампании и получить одобрение вновь избранного парламента. Отношения же между ведущими политическими силами страны, мягко говоря, оставляют желать лучшего, согласия между ними нет, и таковое не ожидается в обозримой перспективе.

Более того, есть все основания полагать, что проблема Каталонии станет одной из центральных тем будущей избирательной кампании, причем каждая партия будет предлагать свое решение, попутно обвиняя конкурентов в неправильных действиях (бездействии). Кризис в Каталонии по времени совпал с кризисом двухпартийной системы Испании, ее превращением в четырехпартийную.

Вопрос о конституционной реформе требует взвешенного и осторожного решения. Непродуманные и поспешные действия в этой области чреваты углублением политического кризиса в Испании с непредсказуемыми последствиями. Но в любом случае не просматривается достижение взаимоприемлемого решения в краткосрочной перспективе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
6074
Ставка Макрона на Марокко оправдывается

Ставка Макрона на Марокко оправдывается

Данила Моисеев

Глава Франции налаживает связи с ведущим торговым партнером в Африке

0
1642
Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Яков Пляйс

В поисках краеугольного камня

0
15389
Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
3383

Другие новости