Стратегическая ценность Каспия для России возрастает. Фото с сайта www.mil.ru
Введение с начала ноября нового пакета санкций США в отношении Ирана, а также активная работа американской дипломатии с соседями Исламской Республики на предмет их подключения к этому режиму возвращает ситуацию в регионе Каспийского моря в состояние до 2015 года. Тогда, напомню, шестерка международных посредников после долгих переговоров с Тегераном подписала Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. Это позволило разрядить напряженную ситуацию в регионе, которая порой могла вылиться в военные удары по Ирану со стороны США и их союзников.
Выход Вашингтона из сделки, с одной стороны, возвращает в регион прежнее напряженное, потенциально предконфликтное состояние, когда начинается игра вокруг давления на Иран, создание разделительных линий в регионе, кто за, кто против. Добавляет неопределенности и продолжающееся противостояние по всем фронтам между Россией и Западом. С другой стороны, ряд обстоятельств делают ситуацию менее взрывоопасной для региональной стабильности. Речь в первую очередь идет о договоренностях Каспийской пятерки по вопросам безопасности, которые стали важной частью Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписанной президентами 12 августа 2018 года в Актау. Так, статья 3, посвященная региональной безопасности, включила в себя два важнейших принципа «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам», а также «непредоставления какой-либо стороной своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любого из участников договора». Данные договоренности, по сути, стали основой региональной системы безопасности, сформировали международно-правовую базу для установления добрососедства. В условиях строгих обязательств сторон друг перед другом третьим странам, в первую очередь США, сложнее вести работу по вовлечению в свою игру прикаспийских игроков. А это, в свою очередь, заметно снижает риски региональных конфликтов.
Подписание конвенции стало важным успехом российской дипломатии. Именно Москва последние несколько лет была главным лоббистом скорейшего завершения переговоров и подписания документа, работа над которым велась с 1996 года. Для российской стороны было важно закрепить в виде полновесного международного договора все достигнутые ранее договоренности в виде деклараций, политических заявлений. Ради этого Москва пошла на смягчение позиции по вопросам строительства транскаспийских инфраструктурных проектов, чтобы добиться согласия Туркменистана. Также для поддержки Тегерана было решено исключить из конвенции положения, касающиеся принципов раздела и делимитации моря.
Активизация переговоров по статусу моря произошла после 2010 года, когда состоялся третий саммит в Баку. Тогда началась подготовка к саммиту, который по принципу ротации должна была принять Россия. В итоге к встрече в Астрахани в октябре 2014 года стороны подошли с солидным заделом по достигнутым договоренностям, но не сумели завершить работу над конвенцией, ограничившись принятием важного политического заявления. Впоследствии ключевые положения именно этого документа составили основу конвенции, утвержденную в 2018 году в Актау.
Но российская политика в отношении Каспия не всегда была такой же системной и последовательной. В ноябре в издательстве «Аспект-Пресс» вышла книга «Россия на Каспии: в поисках оптимальной стратегии», в которой подробно разбирается эволюция политики России в отношении моря, анализируются основные исторические этапы вхождения Каспия в зону интересов сначала Российской империи, закрепление в регионе в советское время, поиск оптимальной политической линии в отношении моря после распада СССР.
Каспийское море исторически и географически является важным для внешней и внутренней политики России. На сегодняшний день стратегическая ценность Каспия возрастает для Москвы ввиду активизации внешней политики на Ближнем Востоке и в центре Евразии, а также нового глобального противостояния с США и их союзниками. Анализ каспийского, то есть отдельного, регионального направления дипломатии России на конкретном историческом этапе не может дать полноценную характеристику всей внешней политики страны. Тем не менее, такой разрез оценки позволяет оценить эффективность использования сильных сторон и преимуществ государства, умение его дипломатии адаптироваться к новым условиям и использовать их для достижения долгосрочных целей, защиты интересов в отдельно взятом регионе. В этой связи каспийское направление внешней политики РФ представляет собой наглядный пример такого регионального приложения.
С одной стороны, Каспийское море и вопрос его раздела не был главным стратегическим приоритетом для Москвы после распада СССР. В то же время геополитическое положение моря на перекрестке Центральной Азии, Южного Кавказа и Ближнего Востока делало его узловым для российской внешней политики в этих регионах, когда фактор моря должен был учитываться при реализации и продвижении интересов в примыкающих к Каспию территориях. Море за неполные тридцать лет стало важным для мирового рынка энергоресурсов центром добычи. В стратегическом плане Каспий представляет собой важный водоем в центре Евразии с возможностью контроля важных транспортных и энергетических маршрутов.
Распад СССР кардинальным образом изменил геополитическую ситуацию в регионе Каспия. Россия как правопреемница СССР вместе с Ираном потеряли эксклюзивные права на военное, политическое и экономическое присутствие в регионе ввиду появления трех новых независимых игроков – Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, – которые заявили о своих правах на использование ресурсов моря.
Россия начала поиск стратегии в отношении моря в новых условиях. Ввиду наличия многочисленных внутренних проблем, экономической и политической слабости РФ в 90-х, российская политика в отношении моря носила скорее второстепенный, догоняющий характер. Москва адаптировалась к меняющимся обстоятельствам.
С нулевых российская политика в отношении Каспия стала носить более системный характер. Москва активизировала работу над завершением переговоров о международном правовом статусе моря. РФ начала поиск оптимальных форматов сотрудничества со странами региона через интеграционные организации и на двусторонней основе. Началась работа по серьезному укреплению мощности и возможностей военной группировки в регионе, ответственность которой ограничивается не только региональными рамками. Так, было принято решение о серьезном усилении и переносе места базирования Краснознаменной каспийской флотилии ВМС РФ из Астрахани в Каспийск (республика Дагестан). Вместе с тем, через работу компании «Лукойл» в российском секторе моря, развитие инфраструктуры по транспортировке энергоносителей, также за счет совместных инфраструктурных проектов с соседями, Россия активизирует экономическое присутствие на Каспии.
Как уже было отмечено, 12 августа 2018 года президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана на пятом саммите в Актау подписали Конвенцию о международно-правовом статусе Каспийского моря, что стало большим успехом российской дипломатии. России удалось закрепить в этом важном для региона международном соглашении ключевые для своих долгосрочных интересов нормы и позиции.
Оценивая итоги российской внешней политики за первую четверть века, можно констатировать следующее. Москве не удалось отстоять принцип кондоминиума, совместного использования ресурсов моря, но при этом она первая в регионе разрешила территориальные вопросы с соседями по компромиссному варианту. Россия добилась сохранения закрытого режима моря для вооруженных сил третьих стран, что уже приносит свои результаты, регион стал более устойчивой к кризисам и попыткам внешних игроков использовать противоречия Каспийской пятерки для достижения своих целей. При этом российская флотилия не только осталась самой боеспособной, но за счет договоренностей с соседями, сохранения общего пользования водным пространством, ее военные возможности выходят далеко за рамки Каспийского региона.
.
комментарии(0)