Вопреки напряженности в китайско-японских отношениях Си Цзиньпин и Синдзо Абэ договорились о новой встрече в 2019 году. Фото Reuters
В связи с 40-летием подписания Договора о мире и дружбе между Японией и Китаем с официальным визитом Поднебесную посетил японский премьер-министр Синдзо Абэ. На следующий год предполагается посещение Страны восходящего солнца китайским лидером Си Цзиньпином.
Обмен визитами руководителей двух стран призван продемонстрировать потепление в их отношениях, которые находятся в напряженном состоянии с момента национализации японским правительством группы необитаемых островков Сенкаку в Восточно-Китайском море в 2012 году. Пекин считает их собственными островами Дяоюйдао, захваченными Японией, и требует вернуть. В подкрепление своих требований он регулярно направляет в район островов гражданские и военные суда.
Токио, со своей стороны, обеспокоен так называемой военно-морской экспансией Китая, в том числе его притязаниями на 90% акватории Южно-Китайского моря. Япония откровенно поддерживает США в силовых «операциях по обеспечению свободы судоходства», заключающихся в направлении военных кораблей и самолетов в районы искусственных островов, создаваемых КНР в этом море. Кроме того, она открыто встала на сторону Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии, имеющих там территориальные споры с Пекином. С недавних пор Токио сам стал зеркально китайским действиям в Восточно-Китайском море практиковать посылку в Южно-Китайское море кораблей Морских сил самообороны под предлогом того, что по нему проходят жизненно важные коммуникации страны.
Парадокс ситуации заключается в том, что в знаменательную для Японии и Китая годовщину морское противостояние двух азиатских гигантов приобрело качественно новый характер: в нем стали принимать участие их новейшие подводные лодки. Так, в январе этого года вблизи островов Сенкаку/Дяоюйдао японцы обнаружили китайскую субмарину. По данным Министерства обороны Японии, это была атомная подлодка класса Shang. Токио подверг критике Китай, заявив, что нахождение подводной лодки в погруженном положении вблизи территории другой страны идет вразрез с международными нормами, и выразил по этому поводу официальный протест.
Прохождение китайских надводных кораблей вблизи спорных островов на окраине Восточно-Китайского моря стало уже обыденным явлением, однако скрытное присутствие подводной лодки рассматривается Японией как гораздо более серьезная угроза. По мнению японских наблюдателей, этот факт свидетельствует о том, что наряду с укреплением своего контроля над соседним Южно-Китайским морем Пекин активизирует игру мускулами в водах, которые ведут в западную часть Тихого океана. Симметричный «ответ под водой» со стороны Японии последовал в минувшем сентябре, когда ее субмарина под названием «Куросио» провела учения в Южно-Китайском море совместно с тремя японскими надводными кораблями – вертолетоносцем «Кага» и двумя эсминцами.
В заявлении Морских сил самообороны Японии прямо указывалось на то, что эти учения имеют целью противостояние военной экспансии Китая в регионе. В то же время Токио продемонстрировал своему старшему военному союзнику – Вашингтону, что может подставить свое плечо в его конфронтации с Пекином в Южно-Китайском море. Японские эксперты считают также, что появление японской субмарины в этом море стало еще и реакцией Японии на участие Китая в учениях, проведенных Россией в Японском море в прошлом году.
Примечательно, что после окончания учений «Куросио» зашла во вьетнамский порт Камрань. За последние несколько лет обе страны укрепили связи в области безопасности в рамках так называемого всестороннего стратегического партнерства. В нем Вьетнам делает ставку на Японию как на одну из держав, которые он намерен вовлечь в свою многовекторную внешнюю политику. А Токио рассматривает Ханой в качестве ключевого звена не только в его политике более глубокой вовлеченности в дела Юго-Восточной Азии, но также и своей индо-тихоокеанской стратегии в целом. Эта стратегия, которая уходит корнями в первый срок премьерства Абэ в 2006–2007 годах, имеет подспудную цель сколачивания международной коалиции для сдерживания Китая в бассейне двух океанов.
Япония в усиливающейся конфронтации с КНР на морях и океанах все большую роль отводит своему подводному флоту. 4 октября в городе Кобэ была торжественно спущена на воду подводная лодка «Орю» – первая в Японии субмарина, работающая на литий-ионных аккумуляторах. Эти аккумуляторы расширяют диапазон действий лодки под водой и делают ее еще менее заметной для противника. 84-метровый подводный крейсер может развивать скорость до 20 узлов и имеет водоизмещение 2950 т. Он будет поставлен японским Морским силам самообороны в марте 2020 года.
КНР, со своей стороны, активно ведет строительство авианосцев, но им требуется сопровождение и защита своих подводных лодок. В этом нуждаются и подводные лодки с баллистическими ракетами, которые Китай развернул в Южно-Китайском море. По японским оценкам, подводный флот КНР насчитывает около 60 субмарин, в то время как японский флот состоит из 22 подлодок. В гонке с Токио в области подводных вооружений Пекин полагается на количество, чтобы компенсировать свое отставание в качестве. Это подводит японцев к заключению о том, что флот подводных лодок Китая будет расти и дальше. В свете этого Япония намерена совершенствовать собственный подводный потенциал как в качественном, так и количественном отношении.
Судя по всему, военно-морская гонка в Тихом океане между двумя главными соперниками будет лишь усиливаться. А подводные лодки все активнее станут использоваться Токио и Пекином как инструмент их дипломатических игр.
комментарии(0)