0
9330
Газета Дипкурьер Печатная версия

28.10.2018 16:30:00

Российские альтернативы киберсражениям

Москва представила в ООН инициативы по международной информационной безопасности

Александр Зинченко

Об авторе: Александр Викторович Зинченко – ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России, профессор, доктор исторических наук.

Тэги: россия, оон, международная информационная безопасность


россия, оон, международная информационная безопасность С трибуны Генассамблеи ООН Сергей Лавров напомнил, что еще 20 лет назад Россия предлагала международному сообществу обсудить проблемы информационной безопасности. Фото со страницы МИД РФ в Flickr

Выступая на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что резко обострилась полемика о злоупотреблениях в киберпространстве. Он привлек внимание к тому, что «еще 20 лет назад Россия инициировала в ООН обсуждение вопросов по международной информационной безопасности» (МИБ), а на фоне последних событий еще большую актуальность приобретает «выработка глобальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, включая принципы неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения государственного суверенитета».

На сегодняшний день человечество столкнулось с беспрецедентным масштабом развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако нынешнего уровня защищенности в цифровой сфере для стабильного и поступательного мирового развития явно недостаточно. Проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности, тормозят инвестиции в высокотехнологичные секторы. Научно-технический прогресс – «большие данные», «облачные» технологии, «интернет вещей», электронная медицина и финансы, искусственный интеллект – становится заложником отсутствия международно признанных стандартов поведения в цифровом информационном пространстве.

Россия твердо убеждена в ключевой и безальтернативной роли ООН в обеспечении международной информационной безопасности и считает одним из приоритетов выработку и принятие под ее эгидой универсальных правил в цифровом информационном пространстве для поддержания ответственного миропорядка. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере ИКТ основополагающие принципы Устава ООН.

Российские дипломаты являются инициаторами новаторского формата ооновского переговорного процесса по обустройству международной информационной сферы – Группы правительственных экспертов (ГПЭ) по МИБ. В этом формате переговоров уже удалось согласовать несколько важнейших положений, затрагивающих следующие значимые аспекты: источники угроз в киберпространстве, необходимость борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом, применимость международного права к сфере использования ИКТ и многие другие.

ГПЭ консенсусом приняла три подробных доклада, которые в качестве рекомендаций вынесли на рассмотрение международного сообщества нормы ответственного поведения государств в информационном пространстве. Кроме того, в 2015 году в ООН в качестве официального документа организации была распространена инициатива государств – членов ШОС «Правила поведения в области обеспечения МИБ», ключевой особенностью которой является ее миротворческий характер и нацеленность на предупреждение конфликтов в информационном пространстве. Россия и ее союзники категорически считают неприемлемыми любые концепции, допускающие возможность применения силы. Вместе с партнерами по ШОС и БРИКС Россия выступает за равноправный, справедливый миропорядок в цифровой сфере, при котором были бы защищены интересы всех стран вне зависимости от уровня их технологического развития.

Для обеспечения мирного информационного пространства необходимо, чтобы была решена ключевая задача – создание универсальных, согласованных всеми государствами нормативно-правовых правил ответственного поведения в киберсфере. Как основоположник ооновской дискуссии по МИБ, Россия призывает одобрить все ранее наработанные рекомендации ГПЭ в 2010, 2013 и 2015 годах. В проекте резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», который внесен в Первый комитет ГА ООН, Москва предложила 25 правил поведения государств. Принципиально важные положения среди них:

– использовать ИКТ исключительно в мирных целях;

– нацелить международные усилия на предотвращение конфликтов в этой сфере;

– соблюдать в ней принципы Устава ООН, включая суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств;

– избегать голословных обвинений в злонамеренном использовании, подкреплять любые обвинения доказательствами;

– не использовать ИКТ для вмешательства во внутренние дела других государств;

– не использовать посредников для кибератак;

– предотвращать распространение вредоносных ИКТ-инструментов и скрытых вредоносных функций («закладок»).

Российская дипломатия предлагает, чтобы эти 25 правил составили первоначальный список, который в ходе обсуждения будет расширяться, дорабатываться и корректироваться.

Вполне очевидно, что инициативы России представляют альтернативу политике США, которые наращивают агрессивный подход к противникам в киберпространстве. Об этом ярко свидетельствует разработанная под руководством генерал-лейтенанта Пола Накасоне «дорожная карта» под названием «Достижение и поддержание превосходства в киберпространстве». Согласно новой стратегии США, спецподразделения должны практически ежедневно совершать рейды по зарубежным сетям и выводить из строя подозрительные серверы до того момента, как они попытаются запустить вредоносные программы. Для того чтобы работа киберкомандования была более продуктивной, Пентагон в настоящее время разрабатывает передовую систему кибероружия «Объединенная платформа» (United Platform).

Таким образом, борьба США за монополию в киберпространстве с каждым годом становится все более ожесточенной. Она становится особенно опасной, когда в рамках инициатив президента США Дональда Трампа традиционная система контроля Белого дома над американской наступательной и оборонительной киберактивностью ликвидируется, а новая только формируется.

Серьезной угрозой для международного сообщества является также беспрецедентный рост преступлений, совершаемых с использованием ИКТ. О лавинообразном уровне киберпреступности свидетельствуют данные, представленные генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем: ежегодный ущерб от деятельности преступников в информационном пространстве достигает 1,5 трлн долл.

Существующие региональные международно-правовые механизмы, такие как Конвенция Совета Европы о киберпреступности 2001 года (так называемая Будапештская конвенция), уже не могут справиться с новыми рисками, вызовами и угрозами цифровых технологий в сфере ИКТ. Более того, данный документ буквально навязывается Западом мировому сообществу, в том числе России, как единственно возможный формат международного правового регулирования в сфере противодействия информационной преступности.

По мнению российской стороны, назрела необходимость разработки нового универсального инструмента в области борьбы с использованием ИКТ в противоправных целях. Россия уже представила в качестве вклада в работу ООН на этом направлении проект Универсальной конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, который 28 декабря 2017 года стал официальным документом Генассамблеи и был призван стать основой для плодотворной дискуссии. Более того, данный тезис закреплен в итоговой декларации стран – членов БРИКС в июле 2018 года. В связи с этим Россия предпринимает решительные усилия, чтобы запустить полномасштабное обсуждение этого вопроса в Третьем комитете ГА ООН посредством внесения в него проекта резолюции «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях».

Вполне очевидно, что в современной информационной среде абсолютно все государства находятся «в одной лодке» и в большей или меньшей степени уязвимы в отношении цифровых угроз, исходящих от противоправного применения ИКТ. Притом сами США с их многочисленными структурами, отвечающими за кибербезопасность, здесь не исключение. В условиях, когда в мире активно орудуют группировки кибербандитов, необходимо общими усилиями бороться с реальными международными угрозами хакеров, агрессивным троллингом, а не с фейками об опасности так называемых ревизионистских держав.

Альтернатива милитаризации киберсферы существует – это тот самый «мирный план», который предлагают Россия и страны, выступающие за укрепление мира и безопасности в информационном пространстве. Результаты по итогам поддержки в ООН ключевых российских инициатив в области МИБ прольют свет на тех, кто действительно выступает за укрепление мира в информационной среде, и тех, кто за ширмой манипуляций и фейков скрывает намерение развязать кибервойну. Ответственность за кибермир лежит на каждом суверенном члене международного сообщества, и необходимо как можно скорее возобновить дискуссию по МИБ на этом треке ООН в формате профильной группы правительственных экспертов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1208
Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
2183
На XXII съезде "Единая Россия" утвердила свою монополию

На XXII съезде "Единая Россия" утвердила свою монополию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В партии героев СВО и людей дела повышается роль аппаратных функционеров

0
2510
Киев использовал "сирийскую карту" для ужесточения риторики

Киев использовал "сирийскую карту" для ужесточения риторики

Наталья Приходко

Украинские власти уверены, что Дональд Трамп усилит давление на Россию

0
6471

Другие новости